На этой неделе в российский прокат вышли: «Боевой конь» (очередное гуманистическое высказывание Спилберга, на этот раз о животных и Первой мировой войне), «Схватка» (условная экранизация песни Владимира Высоцкого «Охота на волков»), «Потомки» (внушительная заявка на премию «Оскар»), «Опасный метод» (взгляд Кроненберга на отцов психоанализа и аналитической психологии), «Шапито-шоу» (едва ли не лучший отечественный фильм 2011 года, наконец-то добравшийся до экранов), «Кориолан» (режиссёрский дебют выдающегося актёра Файнса), «Очень опасная штучка» (легкомысленная комедия ни о чём), «Цирк Колумбия» (военная драма Дениса Тановича) и «Ржевский против Наполеона» (потуги на юмор от создателей «Гитлер капут!»). Предлагаем вашему вниманию выдержки из рецензий отечественных критиков на некоторые из перечисленных фильмов.
«БОЕВОЙ КОНЬ» Стивена Спилберга
Роман Волобуев, «Афиша»: Спилберговский гуманизм, понятно, в разы не так причудлив, как михалковский, и профессиональная хватка у американца существенно крепче: сабли блестят, пушки стреляют, шкура лоснится, неважно, от чего у вас перехватит дыхание в начале, — от восторга или от недоумения, — нормально выдохнуть получится только на титрах. В остальном же два больших таланта сбоят на удивление схожим образом.
Владимир Лященко, gazeta.ru: В ином большом фильме о большой войне вмешался бы Бог, и логика его была бы ясна, но это другой случай. Здесь хорошие люди расстреливают друг друга из пулеметов, рубят саблями и травят ипритом, а красивый конь остается совершенно лишним элементом в пейзаже мясорубки — ему бы катать девочку-француженку по лугам и полям.
Лидия Маслова, «Коммерсантъ»: В сущности, Первая мировая в «Боевом коне» — всего лишь фон для анималистической мелодрамы о беззаветной любви подростка и гнедого жеребца в белых носочках, на которого юный герой кладет глаз еще при его рождении.
«ОПАСНЫЙ МЕТОД» Дэвида Кроненберга
Станислав Зельвенский, «Афиша»: Опасность метода, сформулированного в процессе вежливых бесед в хорошо обставленных кабинетах, — и ровно об этом все без исключения фильмы Кроненберга, — оказалась несравненно, несоизмеримо больше, чем риск отшлепать или быть отшлепанным.
Игорь Гулин, «Ъ-Weekend»: Почти все фильмы этого режиссера — истории болезни. Новая его картина — вроде бы история лечения. Однако такой вещи в его мире нет. Она — самообман, иллюзия диалога с той пустотой, которую представляет собой личность.
«ШАПИТО-ШОУ» Сергея Лобана
Роман Волобуев, «Афиша»: По-настоящему смешно тогда, когда немножко страшно, в любой правда хорошей комедии идиотическое идет рука об руку с трагическим, и раз уж Лобана с Потаповой обязательно с кем-то сравнивать, то не с Годаром, а с Гайдаем.
Станислав Дединский, gazeta.ru: Границы мира «Шапито-шоу» раздвигают до космических масштабов специальные вставки — музыкальные номера с песнями и танцами, которые исполняют главные герои в моменты наивысшего отчаяния (эти вполне удивительные песни для фильма написала группа «Карамазоff Twins»). Благодаря этим эпизодам фильм совершает прорыв в метафизику русской жизни последних 20–30 лет.
Анна Наринская, «Ъ-Weekend»: В этом фильме есть многое, но нет Кориолана. То есть там есть замечательный Рейф Файнс, который точно и страстно изображает трагедию гордого, полного предрассудков, но совсем не плохого человека, попавшего в ужасные обстоятельства, но нет Кориолана, о котором написал Шекспир.
Ольга Шакина, Film.ru: Как ни ругай База Лурманна, в полтора раза урезавшего «Ромео и Джульетту» ради своей экранизации эпохи MTV, — то было какое угодно, но кино; у Файнса (что, как деликатный интеллигент, не осмеливается спорить с буквой Великого Барда) получается дословное воспроизведение пьесы с движущимися картинками.
Юрий Гладильщиков, «Московские новости»: «Потомки» (речь о фильме, роман пусть рецензируют литературные критики) прямо-таки пример того, что считается в Америке серьезной драмой о людских проблемах и переживаниях. Но принять такую драму в России с ее Чеховым за серьезную (в данном случае на ум приходит именно Чехов, и не только из-за продажи вишневого сада) все еще трудно.
Да, "Потомки" разочаровали не на шутку. Сугубо американское кино.