Посмотрел "Историю японского кино от Нагисы Осимы". В отличие от своих европейских коллег (Сельянова, Годара и Фрирза) Осима не стал изобретать велосипед, а просто снял краткий 51-минутный путеводитель по кинематографу страны Восходящего Солнца с закадровым комментарием. Никаких интервью, никаких постановочных сцен и ситуаций. Нарезка из фильмов + ностальгический монолог автора, и ничего более.
Учитывая просветительский характер всей затеи, подобный подход не лишён смысла. В конце концов, о японском кино среднестатистический киноман знает намного меньше, чем об английском, французском или итальянском. Но, и в этом кроется главная проблема, у Осимы было всего лишь 51 минута, за которые он должен был прочертить прямую "длиною" в сто лет. Отсюда - очевидная поверхностность рассказа, дающего лишь самое общее представление о предмете разговора.
Имена таких титанов, как Мидзогути, Одзу, Куросава звучат единожды, зато своим собственным работам Осима уделяет куда больше времени (строго говоря, имеет право, но всё же...). Единственный вывод, к которому, видимо, и стремился режиссёр - все сто лет своего развития японский кинематограф находился под влиянием третьих сил (война с Китаем, вторая мировая и т.д.), которые задавали темы, но мешали развитию киноязыка как такового.
Из забавно-любопытного: низбюджетные эротические фильмы в 60-х называли "розовым кино", а в 70-х уже "римским порно". Но, вообще, вместо "Истории японского кино" лучше собственно японское кино посмотреть, будь то Кането Синдо, Дайсуке Ито или Цукамото с Китано.
Очень Вы, Станислав, высокого мнения о "среднестатистических киноманах". Они сейчас на первое место Аватар двигают, а не английское, французское, итальянское кино смотрят. А про Ито, Синдо, Одзу и Мидзогути и не слышали наверняка.
Я могу спокойно поставить на одну ступень Крестного отца и Аватар. Это разные фильмы, но они качественно сделаны. В любом жанре можно достичь вершины. Глупо считать, что на вершине могут находится только Китано, Триер, Линч. Но гораздо глупее сравнивать психологический триллер или криминальную драму с приключенческой фантастикой.
Кинематограф - это не одна пирамида. Кинематограф - это несколько пирамид одинаковой высоты, и никогда одна пирамида не будет выше другой.