Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) — профессор колледжа, застрявший на карьерной лестнице и несчастный в браке с властной женой (Джулианна Николсон). Но его привычная жизнь заиграла новыми красками, когда выяснилось, что множество людей во всем мире видит Пола во снах. Сам Мэттьюс ничего с этим поделать не может: в чужих сновидениях он лишь безучастный наблюдатель (впрочем, так будет не всегда). Загадочное явление превращает скромного профессора в звезду международного масштаба, однако вскоре выясняется, что у Пола есть не только поклонники, но и хейтеры. Что еще хуже — когда чужие сны превращаются в коллективные кошмары и все вокруг начинают обвинять в этом Пола, он моментально становится токсичным изгоем, лишенным права на защиту.
«Герой наших снов» вышел в американский прокат осенью 2023-го и был с восторгом принят критиками, а Николас Кейдж за свою роль получил очередную номинацию на «Золотой глобус». И хотя талант Кейджа здесь проявляется в полной мере, фильм отнюдь не сводится к бенефису одного актера. Кристоффер Боргли снял вдумчивую и беспощадную сатиру на культуру отмены, изящно соединив в едином сюжете элементы абсурдистского хоррора, семейной драмы и черной комедии.
Сочетание столь разнообразных жанров эффективно работает прежде всего за счет выверенного сценария. Первоначально феномен «сонного странника» выглядит необъяснимым, но забавным примером коллективного самовнушения. Чем больше людей узнает про Пола, тем чаще он появляется в чьих-то снах и тем быстрее растет его слава. Но когда люди начинают видеть кошмары с Полом, он с нарастающей тревогой осознает, что утрачивает контроль над собственной жизнью, ведь в глазах общественного мнения именно его образ — первоисточник чужого дискомфорта. Это плавное смещение акцентов выполнено с помощью филигранно нагнетаемого саспенса. Весь сюжет систематически обыгрывает хорошо понятный современным людям страх оказаться жертвой медийной травли, убедительно показывая, что практика отмены зачастую не только иррационально беспощадна, но и вопиюще несправедлива.
Формально «Герой наших снов» — эксцентрическая хоррор-комедия, но фильму также присуща и драматическая глубина, которая достигается с помощью проработанных центральных персонажей. Кейдж восхитителен в роли тихони-подкаблучника, который неожиданно становится мировой сенсацией, сначала бесцельно странствуя по снам, а затем превращаясь в них в жестокого убийцу. Он умудряется оставаться симпатичным и когда робко спорит с женой, и когда в ярости разбивает лица молотком до кровавых брызг. Можно смело сказать, что без неподражаемой харизмы Кейджа и отличной игры Джулианны Николсон фильм выглядел бы пусть остроумной, но легковесной хоррор-комедией. Но благодаря им «Герой наших снов» в последней своей трети становится историей об испытании семьи на прочность, завершаясь столь же сентиментальным, сколь и жизнеутверждающим финалом.
Однако драма о семейном кризисе и хоррор о рисках популярности работают как вспомогательные компоненты черной комедии абсурда. Падение вверх, дегустация гигантских грибов в чистом поле, фантазия о спасителе в сценическом костюме группы Talking Heads — в фильме разбросаны самые разные (порой забавные, порой жуткие) образы из всевозможных сновидений. Боргли мастерски поддерживает атмосферу легкого сюрреализма, то добавляя в видеоряд причудливые фрагменты снов, то с помощью монтажных перебивок подчеркивая трагикомичность ситуации Пола. Тонкая игра с эмоциональными контрастами и мрачная ирония порой напоминают о фильмах Ари Астера — и неудивительно, что он когда-то хотел снять фильм сам, но в итоге ограничился продюсированием.
В общем, «Герой наших снов» определенно займет почетное место не только в обширной фильмографии Николаса Кейджа, но и среди самых глубоких фильмов на сновидческую тематику. Редко когда социальный комментарий, юмор, страх и сатира соединяются в настолько мощной комбинации.