После начала Второй мировой войны американские спецслужбы выяснили, что нацистская Германия разрабатывает атомную бомбу. Генералу Лесли Гровсу (Мэтт Деймон) поручено собрать команду лучших ученых, чтобы опередить Гитлера и создать свою бомбу. Во главе секретного «Проекта Манхэттен» встает амбициозный и гениальный физик Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мерфи). В процессе работы над созданием оружия, способного уничтожить всю планету, ученый задается сложным нравственным вопросом: где проходит грань между научным исследованием и политикой, между личной ответственностью и долгом перед страной?
В предыдущем фильме Кристофера Нолана «Довод» люди из будущего отматывают время назад, чтобы предотвратить использование оружия массового уничтожения. По-видимому, идея об отмене поворотных событий в истории натолкнула режиссера на размышления о Роберте Оппенгеймере, одном из создателей атомной бомбы. В основу «Оппенгеймера» легла биографическая книга «Оппенгеймер: Триумф и трагедия американского Прометея», получившая Пулитцеровскую премию в 2005 году. Хотя Нолан подробно описывает неоднозначную и сложную жизнь своего героя, его интересовал прежде всего внутренний нравственный конфликт ученого, назвавшего себя «уничтожителем миров».
Нолан рассказывает даже простые истории сложным языком, делая из каждого фильма своего рода монтажную мозаику. Сюжет «Оппенгеймера» — не исключение, и формально его можно разделить на две части, которые плотно и витиевато переплетены друг с другом. Первая рассказывает о «Проекте Манхэттен» и создании тех самых бомб, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Став во главе проекта, Оппенгеймер и его коллектив ученых бросают все силы, чтобы догнать и перегнать Гитлера. Но после успешных испытаний и окончания Второй мировой войны физик становится неудобной фигурой для американских властей. Особое внимание ЦРУ привлекли его связи с коммунистами. В период маккартизма член американской комиссии по атомной энергетике Льюис Страус (Роберт Дауни-мл.) инициирует судебный процесс против Оппенгеймера. Этому процессу и посвящена вторая сюжетная линия фильма.
Многосложная — с десятками персонажей, конфликтов и контекстов — композиция «Оппенгеймера» необходима Нолану, чтобы показать амбивалентность и неоднозначность своего героя. Оппенгеймер действительно получился одним из самых интересных персонажей в фильмографии режиссера. Физик предстает перед зрителем социопатом, которого сжирают собственные амбиции и талант. Он сам тянется к власти, хочет быть первым среди коллег и с радостью принимает предложение правительства возглавить проект по созданию атомной бомбы. Его зажигает идея службы родине против несомненного зла — Адольфа Гитлера. Когда коллеги и друзья спрашивают, уверен ли он, что поступает правильно, создавая оружие такой силы, Оппенгеймер оправдывается: ведь это все во благо мира, нам нужно победить в войне, чтобы больше не было войн. Однако изобретение ученого и его команды вскоре радостно присваивают себе американские власти, чтобы совершить одно из самых чудовищных злодеяний в истории. Самому же Оппенгеймеру, посмевшему публично выразить сомнение в необходимости продолжать «Проект Манхэттен», поспешили закрыть рот и убрать подальше за ненадобностью.
Трагедия Оппенгеймера видится Нолану прежде всего как сделка с дьяволом, в лице которого выступает в фильме государство. Ученый успокаивает совесть, думая, что он выступает на стороне добра и науки. Но фильм очень наглядно показывает, что он сам соблазняется властью, стремится к обладанию тайнами вселенной. Подобно Фаусту, Оппенгеймер замирает от ужасающей красоты взрыва своей первой бомбы, и в этот момент ясно, что он, конечно, хотел стать «уничтожителем миров». Но с последствиями этого желания и упоения собственным могуществом он не справился. Государство, использовав его ум и талант, раздавило его.
Стоит ли говорить, что Оппенгеймер — лучшая роль в карьере Киллиана Мерфи, любимого актера Нолана, который наконец получил шанс раскрыться во всей красе. Актер передает всю психологическую сложность героя, муки сомнений и радости триумфа. В «Оппенгеймере» все на зависть хорошо играют, и фильм наконец позволяет вспомнить, что Роберт Дауни-мл. отличный драматический актер: его завистливый и мелочный Льюис Страус — великолепный образ, как бы темная сторона души Оппенгеймера. Впрочем, у Нолана всегда был и остается один большой недостаток: он не умеет писать женские персонажи. В «Оппенгеймере» с этим настоящая беда: и Эмили Блант, и Флоренс Пью, сыгравшие возлюбленных главного героя, остаются, к сожалению, в тени мужского мира. Весь их любовный треугольник с Оппенгеймером выглядит натужно и даже немного неловко.
Несмотря на считанные недостатки, «Оппенгеймер» определенно можно назвать среди лучших фильмов Кристофера Нолана. Это захватывающая история о том, что даже гениальные умы могут наивно ошибаться. Хотя фильм длится три часа и состоит преимущественно из диалогов о квантовой физике и политических интриг давно минувших дней, он держит зрителя в напряжении. Пожалуй, Нолан угадал в Оппенгеймере героя нашего времени — морально неустойчивого, постоянно идущего на сделку с совестью, переобувающегося, жаждущего величия, но умирающего от депрессии. Что интересно, ученого в фильме не жалко, как бы он ни мучился и ни страдал от чувства вины. Сила «Оппенгеймера» в том, что в нем нет положительных героев: у каждого — своя правда и свое оправдание за сброшенные на Японию бомбы.