Тим Баллард (Джим Кэвизел) — сотрудник миграционной и таможенной полиции США, выслеживающий торговцев детьми. Во время очередного рейда он освобождает восьмилетнего мальчика, который просит разыскать его сестру. Чтобы найти девочку, Балларду сначала придется внедриться в сообщество педофилов, а затем отправиться в колумбийские джунгли, где хозяйничают повстанцы, использующие детский труд.
«Звук свободы», снятый еще в 2018-м за скромные $14 миллионов, из-за проблем с дистрибьюторами несколько лет пролежал на полке, а летом 2023-го вышел в американский прокат — и стал сенсацией. На данный момент кассовые сборы превышают $190 миллионов, а многочисленные продюсеры на все лады расхваливают картину, подчеркивая, что ее сюжет основан на реальных случаях из практики активиста Тима Балларда, известного борца с педофилами и торговцами детьми. Правда, популярность у фильма во многом скандальная, поскольку среди поклонников «Звука свободы» оказалось немало конспирологов, что дало повод многим критикам обвинить создателей фильма в том, что они волей-неволей подкрепляют веру в массовые теории заговора.
Если же отвлечься от окружающей шумихи, то «Звук свободы» — действительно тяжелый фильм, посвященный крайне редкой для мейнстримного кино теме. Алехандро Гомес Монтеверде неплохо сочетает драму о похищении детей и полицейский триллер в детективном сюжете. Хотя в фильме выдержан достаточно медленный темп, сценарий не пробуксовывает, регулярно подкидывая Балларду и его команде новые задачи. Поскольку речь идет прежде всего о масштабной операции под прикрытием, где умение влиться в чуждую тебе среду — ключ к успеху, здесь не стоит ждать погонь или перестрелок. Большая часть работы выполняется за счет тщательного планирования, поиска нужных связей и умелых переговоров. Так что упор в сценарии сделан на диалоги и проработку персонажей, в то время как саспенс используется редко.
Что касается актерских работ, то в первую очередь отметить хочется Билла Кэмпа, ветерана ролей второго плана. Его Вампиро, завсегдатай ночных клубов и любитель сигар, получился чуть ли не самым ярким персонажем «Звука свободы». А вот главная звезда фильма — его главная проблема. Хотя Кэвизел явно старается выдать одну из лучших работ в своей карьере, во многих сценах отчетливо видно, что его драматического диапазона не вполне хватает для столь сложной роли. Дело в том, что по сюжету Кэвизелу требуется изображать не только идеального отца семейства и опытного борца с детской проституцией, но еще и педофила под прикрытием, вызывающего доверие в среде людей, которых он всей душой ненавидит. И если образ героя-моралиста Кэвизел воплощает вполне успешно, то на прожженного педофила он похож намного меньше. К тому же актер уж очень явно злоупотребляет скупыми мужскими слезами, из-за чего некоторые наиболее острые моменты фильма выглядят дешевой попыткой выдавить слезу уже у зрителей. Спасает положение только командная работа: тот же Кэмп или Густаво Санчес Парра нередко отодвигают Кэвизела на второй план, отыгрывая свои роли скользких типов заметно убедительнее.
Однако, несмотря на все проблемы по актерской части, «Звук свободы» остается добротным триллером, драматические элементы которого чаще подчеркивают достоинства, чем обнажают недостатки. Монтеверде отлично обыгрывает колумбийский колорит, показывая сначала ночные клубы и улочки Картахены, а затем — непролазные джунгли и повстанческие лагеря. Эта атмосфера яркого, но дикого мира, где опасность и веселье туго переплетены, в фильме передана очень хорошо. Многочисленные разговоры о Боге и следовании Его заветам здесь тоже выглядят вполне органично. Речь идет о людях, добровольно рискующих жизнью ради спасения детей — причем в насквозь криминальной среде, а такая работа требует мотивации, выходящей далеко за пределы чисто денежной выгоды или соображений престижа. В этом смысле «Звук свободы» хорошо работает не только в качестве жанрового фильма, но и как попытка привлечь внимание к реальной — и очень масштабной — проблеме.