Гренобль, ночь на 12 октября 2016 года. Молодая девушка Клара Руайе (Лула Коттон-Фрапье) возвращается домой после встречи с друзьями. Утром на улице найдут ее обезображенный труп: неизвестный убийца сжег Клер заживо, не оставив почти никаких зацепок на месте преступления. Дело поручают двум полицейским — выгоревшему ветерану Марсо (Були Ланнерс) и молодому одиночке Йохану (Бастьен Буйон). Чем глубже детективы погружаются в подробности жуткого убийства, тем меньше у них шансов найти виновного: круг подозреваемых широк, улик мало, а новые детали только усложняют общую картину.
Хоть по своей форме «Таинственное убийство» и напоминает детектив, но по содержанию это драма, в центре внимания которой — не столько ход расследования, сколько влияние совершенного преступления на судьбы людей, так или иначе затронутых им. Более того, никакой интриги с поисками убийцы, по сути, нет — уже на открывающих титрах сообщается, что дело Клары Руайе осталось нераскрытым. Так что в сценарии вся полицейская работа составляет лишь фон для исследования человеческих отношений.
Тесным переплетением детектива и драмы «Таинственное убийство» напоминает «Черную полосу» — еще один недавний французский триллер. Но по расстановке акцентов фильм Доминика Молля больше похож на «Зодиак» Дэвида Финчера — классическую историю о том, как одержимость расследованием громкого преступления разрушает человека изнутри.
Здесь, впрочем, нет и намека на саспенс или какое-то подспудно растущее напряжение. Напротив, режиссерская интонация Молля всегда отстраненно-сдержанная, что подчеркивается множеством мелких стилистических решений — от холодной цветовой гаммы до полного отсутствия музыки в большинстве сцен. При этом, несмотря на размеренный темп повествования, сюжет почти не провисает в динамике: главные герои постоянно обсуждают версии убийства, допрашивают свидетелей и подозреваемых, просматривают материалы дела. За счет хорошо прописанных диалогов и крепких актерских работ вся эта бюрократическая рутина смотрится вполне увлекательно.
Пожалуй, едва ли не единственная серьезная недоработка сценария связана с тем, насколько легко полицейские отметают важную деталь, обнаруженную на видеозаписи, сделанной Клер в день смерти. Впрочем, учитывая, что детективная линия в «Таинственном убийстве» — второстепенная, эта шероховатость простительна. Второстепенным остается и социальный комментарий, касающийся проблемы «обвинения жертвы» и насилия мужчин над женщинами — эти темы сценарий затрагивает лишь вскользь.
Главной же для Молля остается тема профессионального выгорания и преодоления прошлого. В этом смысле «Таинственное убийство» — подробный, почти документальный рассказ не только об отдельно взятой трагической ситуации и ее последствиях, но и о том, как можно вырваться из замкнутого круга наваждения.