«На берегу» (1959)
Историю обреченной любви (всего через пару месяцев радиация погубит все живое) снял Стэнли Крамер, а на главные роли пригласил Грегори Пека и Аву Гарднер.
Производство фильма превратилось в череду экспериментов. Минобороны и ВМС США отказались помогать съемочной группе и закрыли доступ к атомной подводной лодке. Это вынудило Крамера использовать дизель-электрическую подводную лодку Королевского флота в роли атомной. Другим неожиданным ходом стало приглашение комика Фреда Астера на драматическую роль.
Лента получила «Золотой глобус» за лучшую оригинальную музыку и получила две номинации на «Оскар».
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964)
В своей антивоенной сатире Стэнли Кубрик рассказывает о том, что в мире, который находится в миллиметре от ядерной войны, этот самый миллиметр может быть пройден не правительствами, а генералом, решившим, что именно он знает правду.
Во время съемок не обошлось без инцидентов с участием настоящих войск. Так, в воздушном пространстве над Гренландией съемочная группа случайно засняла секретную военную базу США — в результате самолет был сбит, а экипаж заподозрили в шпионаже на СССР.
Но никакие происшествия не помешали Кубрику закончить работу над лентой. «Доктор Стрейнджлав…» не только собрал в американском прокате кассу, в пять раз превышающую производственный бюджет, но и получил четыре номинации на «Оскар».
«Система безопасности» (1964)
Драма Сидни Люмета рассказывает о пилотах ядерных бомбардировщиков ВС США, которые из-за ошибки компьютера получили приказ атаковать Москву.
Ленту продюсировала студия Columbia Pictures, она же одновременно с этим занималась «Доктором Стрейнджлавом…». Кубрик настоял на том, чтобы его ленту выпустили первой. Студия согласилась, и «Система безопасности» вышла через девять месяцев после ленты Кубрика. Фильм получил отличную критику, но многих развеселил тем, что в нем угадывались элементы, схожие с сатирой Кубрика. Даже исполнитель главной роли Генри Фонда признался, что отказался бы работать над этим фильмом, если бы до съемок посмотрел «Доктора Стрейнджлава…».
«Военная игра» (1966)
Короткометражная документальная драма Питера Уоткинса рассказывает о гипотетическом военном конфликте, который начинается с того, что Советский Союз наносит ядерный удар по Британским островам.
Хотя фильм снимался по заказу ВВС, сразу после выхода он был запрещен к показу на телевидении. Официальная причина — изображение в кадре насилия и человеческих страданий. Неофициальная — фильм противоречил официальной линии правительства, касающейся последствий ядерного удара. Но запрет не помешал ленте пройти в широком прокате и получить премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
«На следующий день» (1983)
Выпустив в 1982 году каноничный сайфай «Звездный путь 2: Гнев Хана», Николас Мейер обратил свой взгляд на более актуальные проблемы — показал людей до и после ядерной войны.
Однако Мейер был не первым, кому предложили снимать фильм, когда сценарий был утвержден. Несколько постановщиков, к которым обращались представители студии, отказались от работы над проектом, аргументировав это нежеланием снимать столь ужасающую историю.
Мейер же снял картину так натуралистично, что в документальной ленте «Первый удар», повествующей о возможном начале третьей мировой войны, авторы использовали кадры из «На следующий день».
«Нити» (1984)
В своей дебютной полнометражной работе Мик Джексон обратился к теме ядерной войны и показал ее через жизнь небольшого городка, отрезанного от остального мира.
Готовясь к съемкам, Джексон и автор сценария Барри Хайнс провели неделю в специализированном центре, где люди обучались выживанию в ядерном конфликте. Когда же стартовали съемки, режиссер внимательно следил, чтобы все было натуралистично. И если погода оказывалась слишком хорошей для «ядерной зимы», Джексон распоряжался насыпать искусственного снега, а на камеры ставить фильтры — приглушать солнечный свет.
«Письма мертвого человека» (1986)
Дебютный фильм Константина Лопушанского — драма о том, как люди приспосабливаются к жизни после ядерного взрыва.
Название американского города, в котором происходит действие, не озвучивается, однако в ленте есть несколько намеков на то, что это Нью-Йорк (например, взрыв возле двух высоких башен, похожих на башни Всемирного торгового центра).
На стадии постпродакшена чуть не случился апокалипсис локального масштаба. Сначала Лопушанский запутался в том, что он снял по сценарию, а что — выкинул. Монтировать кино пришлось Семену Арановичу и Алексею Герману. Потом Ролан Быков, исполнивший главную роль, чуть не подал в суд за то, что его озвучил Зиновий Гердт. Конфликт был улажен, когда Быкову дали самому озвучить роль.
«Акира» (1987)
Классическое полнометражное аниме Кацухиро Отомо о жизни города, который был построен на месте Токио, разрушенного в результате третьей мировой войны. В городе ходит легенда о сверхчеловеке по имени Акира, приход которого сможет решить проблемы Японии.
Мультфильм примечателен тем, что состоит из 160 000 изображений — это в 2-3 раза больше, чем в других аниме, которые выходили в то время. Еще один рекорд — использование 327 цветов, 50 из которых были созданы специально для «Акиры». Дело в том, что большая часть фильма происходит ночью, а аниматоры традиционно избегают этого времени суток из-за повышенных требований к цвету.
Такой подход к производству сделал «Акиру» самым дорогим аниме на момент выпуска.
«Волшебная миля» (1988)
Картина исследует поведение людей, которые в курсе, что скоро начнется ядерная война. Кто-то старается сохранить расположение духа, кто-то паникует, а кто-то пытается найти девушку, с которой познакомился утром.
Режиссеру и сценаристу Стиву Де Джарнатту понадобилось восемь лет, чтобы закончить фильм. Де Джарнатт подошел к работе очень кропотливо, в его картине нет ничего случайного. Даже кафе, в котором работает главная героиня, называется «Толстяк» не просто так — это отсылка к ядерным бомбам «Малыш» и «Толстяк», которые ВС США сбросили на Хиросиму и Нагасаки.
«Шестиструнный самурай» (1998)
Культовый антиутопический боевик с Джеффри Фэлконом в главной роли. Действие фильма разворачивается в альтернативном мире, где СССР выиграл третью мировую войну, превратив территорию США в пустошь.
Режиссер Лэнс Манджиа работал в условиях жесткой экономии и потому использовал любую помощь со стороны. Например, съемки велись на просроченную и списанную пленку, подаренную фирмой Fuji. А костюмы персонажей создавались из обносков, найденных на помойках и барахолках.