«Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
Документальная картина режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина снята по приказу Сталина — над ней работал весь операторский коллектив Центральной студии кинохроники.
Знаменитый документалист Роман Кармен в книге воспоминаний «Но пасаран!» писал, что киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии не превышала тридцати человек — все трудились в экстремальных условиях и «с предельным напряжением».
Работать приходилось практически непрерывно — по утрам операторы отправлялись на фронт, потом отснятый материал доставляли в лабораторию, а оттуда он шел на монтажный стол. Монтажеры трудились днем и ночью, не покидая рабочих мест даже при воздушных тревогах.
Героизм создателей картины и ее высокие художественные достоинства оценила Американская киноакадемия (для показа в США смонтировали специальную версию) — работа Варламова и Копалина стала первой отечественной лентой, получившей «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
«Небо Москвы» (1944)
Картина Юлия Райзмана рассказывает о юном выпускнике летного училища, которого сразу по окончании обучения отправляют в полк истребителей, защищающих Москву с воздуха.
Адаптируя пьесу Георгия Мдивани для большого экрана, драматурги Михаил Блейман и Мануэль Большинцов пошли на большое количество компромиссов, которые в итоге выглядят сюжетными нестыковками. Несмотря на это, западные обозреватели даже спустя сорок лет после выхода «Неба Москвы» отмечали, что яркие сцены жизни в СССР военного времени компенсируют примитивность сценария.
«У твоего порога» (1963)
Драма Василия Ордынского о тяжелой осени 1941 года, когда немецкие танки подошли вплотную к советской столице. Несколько русских зенитных батарей были направлены, чтобы остановить фашистов. Один из орудийных расчетов занял позицию на развилке дорог — возле дома, в котором живет женщина (Надежда Федосова) с тремя детьми.
Режиссер Ордынский сконцентрировался не только на сюжете, но и на достоверности истории. Например, в картине снимали реальные танки вермахта PzKpfw IV, PzKpfw 38(t) и бронетранспортер SdKfz 250. Также в ленте присутствуют записанные на военном полигоне реальные кадры стрельбы из 85-мм зенитной пушки.
«День командира дивизии» (1983)
В центре сюжета — декабрьские бои 78-й стрелковой дивизии РККА на Волоколамском направлении в 1941 году.
Сценарий Василия Соловьева основан на документальной повести Александра Бека — в годы Великой Отечественной писатель был военным корреспондентом и дошел до Берлина. Бек стал одним из персонажей ленты — его роль исполнил Вячеслав Езепов.
«Битва за Москву» (1985)
Эпохальное шестичасовое полотно Юрия Озерова охватывает события, предшествующие 22 июня 1941 года, и разгром немецких войск под Москвой, после которого советские войска пошли в наступление.
Картина снималась усилиями сразу нескольких государств — СССР, Чехословакии, ГДР и Вьетнама. Вьетнам стараниями съемочной группы превратился в Японию начала 1940-х — именно там были сняты сцены с советским разведчиком Рихардом Зорге (Юозас Будрайтис), работавшим в Токио.
Батальные сцены получились настолько эффектными и впечатляющими, что впоследствии фигурировали в еще одной военной драме Озерова — «Сталинград». А история, рассказанная в «Битве…», через десять лет была перемонтирована в сериал «Трагедия века», в который также вошли материалы из других лент Озерова — «Освобождение», «Сталинград» и «Солдаты свободы».
«Это мы, господи…» (1990)
Лента Александра Итыгилова, основанная на повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой», рассказывает о кремлевских курсантах, которые оказались на передовой, не имея никакого опыта ведения боя.
Композитором ленты выступил Владимир Дашкевич, который писал музыку для военного кино как до фильма Итыгилова (например, «Под каменным небом»), так и после него («Афганский излом»).
«28 панфиловцев» (2016)
Хроника легендарного подвига героев-панфиловцев, которые осенью 1941 года не дали фашистским танкам пройти по Волоколамскому шоссе и добраться до Москвы.
Почти все снятые в фильме Кима Дружинина и Андрея Шальопы танки — это модели в масштабе 1:16. Правда, не обошлось на площадке и без постройки макетов в натуральную величину: к примеру, так выстроили модель интерьера танка — для съемок внутри броневого корпуса.
Чтобы модели танков двигались более реалистично, их снимали в четыре раза быстрее, а впоследствии просто замедляли полученные кадры.
Зрители оценили творческий подход и зрелищность фильма и проголосовали рублем — при бюджете в 150 миллионов рублей картина собрала в прокате России и СНГ 385,9 млн.
«Подольские курсанты» (2020)
Фильм Вадима Шмелева рассказывает о героической обороне Москвы, когда осенью 1941 года три с половиной тысячи курсантов пехотного и артиллерийского училищ сдерживали наступление фашистов.
Рабочее название ленты — «Ильинский рубеж», ведь часть курсантов занимала Ильинский оборонительный участок, перекрывая Варшавское шоссе. Название «Подольские курсанты» пришло позже.
На съемках картины произошла настоящая трагедия: каскадер Олег Шилкин погиб, попав под гусеницы танка — водитель не смог вовремя затормозить.