«Зверь» (1988)
Для фильма о противостоянии советского танка Т-62 и моджахедов режиссер Кевин Рейнольдс собрал солидный актерский состав, пригласив Джейсона Патрика, Стивена Бауэра, Стивена Болдуина. Постановщик стремился к реализму, поэтому дал задание модифицировать холостые снаряды, которыми стреляла танковая пушка. В результате доработки каждый выстрел приводил к отдаче — выглядело так, как если бы стрельба велась боевыми снарядами. Правда, режиссер не учел особенности военного жаргона, и приказы, которые отдает командир, американизированы и в устах советских солдат звучат неправдоподобно.
«Рэмбо 3» (1988)
В третьей части «Рэмбо» герой Сильвестра Сталлоне оказывается в центре боевых действий в Афганистане. Лента снималась в период холодной войны, так что сильный антисоветский посыл (фильм был запрещен в СССР) затмевает все происходящее на экране — включая логику и хотя бы намеки на правдоподобие. Так, режиссер Питер МакДональд посчитал, что будет нормально, если в роли советских вертолетов «снимутся» французские SA 330 и SA 341/2, а наш истребитель будет подозрительно похож на американский F-15. Также советскую технику «играют» французские танки и британские броневики.
«Афганский излом» (1991)
Непростая лента Владимира Бортко со звездой «Спрута» Микеле Плачидо рассказывала, что на войне нет хороших и плохих, а есть только выжившие и погибшие. К сожалению, без смертей не обошлось и на съемках — в мирное, казалось бы, время. Когда съемочная группа находилась в Душанбе, она оказалась в эпицентре массовых беспорядков и потеряла своего администратора — Никита Матросов трагически погиб. Съемки пришлось перенести в Крым и Сирию. Всего через несколько месяцев от сердечного приступа скончался оператор постановщик Валерий Федосов, и ленту доснимал Павел Засядко.
«Пешаварский вальс» (1994)
До того как Тимур Бекмамбетов начал снимать рекламу банков и фильмы по книгам Лукьяненко, он выпустил драматический военный фильм о восстании пленных советских солдат в лагере моджахедов — «Пешаварский вальс» стал его режиссерским дебютом. В основу сценария легла реальная история восстания наших военнопленных в учебном лагере Бадабер в 1985 году. Существуют две версии фильма — для западного зрителя и для российского, и судьба у этих версий разная: зарубежная публика картину увидела, а вот в России середины лихих 90-х с кинопрокатом было туго. Сам Бекмамбетов вспоминал: «Я как раз снял свой первый фильм — "Пешаварский вальс". И понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели. В кинотеатрах были мебельные салоны и магазины запчастей».
«Мусульманин» (1995)
Пронзительная драма Владимира Хотиненко показывает обратную сторону войны — здесь нет взрывов и стрельбы, но есть озлобленность людей, которые отказываются принимать вернувшегося из плена солдата, потому что он принял мусульманство. Режиссер зафиксировал духовный и ценностный кризис постсоветской России и показал пути выхода из него через изменение ценностной иерархии в сознании человека эпохи. Лента не только хорошо показала себя на международных фестивалях, но также была выдвинута Россией на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
«Усама» (2003)
Эта драма стала первой лентой, снятой в Афганистане после падения правительства талибов. Дебютный фильм Сиддика Бармака рассказывает о тех временах, когда женщины не могли даже на улицу выйти без сопровождения мужчин. Когда иранский режиссер и продюсер Мохсен Махмальбаф узнал про этот проект, он помог дебютанту деньгами и кинооборудованием. Лента кратно окупилась в прокате, получила премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и была номинирована от Афганистана на премию «Оскар».
«9 рота» (2005)
Дебютный полнометражный фильм Федора Бондарчука частично основан на событиях, произошедших в начале 1988 года, во время операции «Магистраль», когда десантники 9-й роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка приняли бой у высоты 3234. Несмотря на большое количество исторических нестыковок (например, у БТР и БМП современная камуфляжная раскраска), ленте удалось стать кассовым хитом — при бюджете в $6,7 млн «9 рота» собрала в прокате больше $26 млн.
«Война Чарли Уилсона» (2007)
Историю о том, как во время войны в Афганистане конгрессмен от Техаса (Том Хэнкс) организовал финансирование тайной операции ЦРУ «Циклон», целью которой была поставка оружия афганским душманам, снял Майк Николс. Фильм получил пять номинаций на «Золотой глобус», однако ни сами съемки, ни прокат не прошли гладко. Во время съемок сцены, в которой по вертолету стреляют «стингером», ассистент мастера по визуальным эффектам получил серьезные ожоги. А в России фильм был изъят из проката из-за того, что в нем Советский Союз был выставлен не в лучшем свете.
«Братья» (2009)
Ремейк одноименной датской киноленты. В картине показаны две стороны войны — в зоне боевых действий боец находится в плену, а дома его близкие учатся жить без него. Изначально планировалось, что Джейк Джилленхол сыграет бравого офицера, а Тоби Магуайр — его младшего брата, но режиссер Джим Шеридан решил, что Магуйар не сумеет убедительно сыграть отрицательного героя, и актеры поменялись ролями. Лента была тепло принята прессой и получила две номинации на премию «Золотой глобус».
«Уцелевший» (2013)
Питер Берг пять лет готовился перенести на экран книгу Маркуса Латтрелла и Патрика Робинсона «Уцелевший» — он изучал материалы еще в 2008 году, во время съемок «Хэнкока». Режиссер даже посетил семьи погибших американских солдат, о которых собирался снимать фильм. Актеры Марк Уолберг и Тейлор Китч так заинтересовались проектом, что согласились работать за минимальный гонорар — $17 000 в неделю. Такой подход к истории противостояния четверых американцев и крупного отряда талибов не прошел незамеченным — лента собрала в прокате больше $154,8 млн (при бюджете в $40 миллионов).