«Гиперболоид инженера Гарина» (1965)
Экранизация одноименного романа Алексея Толстого опускает множество сюжетных мотивов первоисточника — в частности, тему классовой борьбы, решенную в экспрессивном духе эпохи НЭПа. Режиссер Александр Гинцбург разглядел в фантастической истории советского злого гения прежде всего отличный материал для шпионского нуара. Динамизм и изобретательный визуальный ряд вкупе с первоклассными актерскими работами Евгения Евстигнеева и Всеволода Сафонова сделали «Гиперболоид инженера Гарина» одним из самых запоминающихся примеров советской фантастики.
«Укрощение огня» (1972)
Хотя события фильма описывают вымышленную историю конструктора ракет Андрея Башкирцева, в то время всем было очевидно, что прообразом героя был Сергей Королев. «Укрощение огня» условно можно назвать первым отечественным байопиком, посвященным ракетостроителям и освоению космоса (спустя несколько лет повторить его успех попытается «Взлет», посвященный жизни Циолковского). Башкирцев, благодаря чуткой и интеллигентной игре Кирилла Лаврова, выступает здесь этаким героем оттепели, ищущим правду в сложную эпоху сталинизма.
«Назад в будущее» (1985)
Трудно назвать более известного ученого в кино, чем Док Браун в блестящем исполнении Кристофера Ллойда. Этот обаятельный чудак посвятил всю свою жизнь изобретению машины времени, и никто не верил в него, кроме добродушного старшеклассника Марти МакФлая (Майкл Дж. Фокс). В Доке Брауне сочетаются черты идеального персонажа футуристических 1980-х — времени, когда всем хотелось вырваться куда-то за пределы повседневной скуки, и, если и не переписать историю, так хотя бы встряхнуть прошлое веселой музыкой.
«Божественное оружие» (2008)
В этом историческом фильме корейского режиссера Ким Ю-Джина речь идет о создании в XV веке прототипа первой в мире скорострельной артиллерии. Секретное оружие, которое все именуют не иначе как «божественным», может попасть в нехорошие руки, и тогда стране грозит разрушительная война. Картина, выполненная в духе китайских уся, остроумно и весело рассказывает о тонкостях инженерного дела в древней Корее. И хотя многие исторические факты были опущены в угоду зрелищности, аналогов «Божественном оружию» до сих практически нет.
«Железный человек» (2008)
Если кто-то из вымышленных изобретателей и может сравниться по популярности с Доком Брауном, то это гений и плейбой Тони Старк — он же супергерой Железный человек из комиксов Marvel. Известно, что киношного Старка создавали по образу и подобию Илона Маска, но Роберт Дауни-мл. сделал своего героя куда более обаятельным, чем одержимый космосом миллиардер. В сущности, Дауни и режиссер фильма Джон Фавро и сами оказались своего рода изобретателями — именно благодаря балансу драмы, экшена и юмора, которого они добились, киновселенная Marvel обрела свое лицо и стала самой кассовой франшизой в истории кино.
«Игра в имитацию» (2014)
Виртуозный шпионский триллер, рассказывающий сложную и таинственную биографию военного криптографа Алана Тьюринга, взломавшего самую сложную немецкую шифровальную машину. Формально Тьюринг не был изобретателем, однако его неординарный ум помог создать сложнейшие математические коды и радиограммы, оказавшие неоценимую помощь британской разведке в годы Второй мировой войны. «Игра в имитацию» показывает гения в исполнении Бенедикта Камбербэтча отчужденным и непонятым — жертвой спецслужб и общественной морали.
«Превосходство» (2014)
Режиссерский дебют Уолли Пфистера (оператора, снявшего бэтмениану и «Начало» Кристофера Нолана) многие ругали за провисания по ритму и темпу, и высидеть первую половину фильма действительно не так уж просто — зато второй час ленты станет достойным вознаграждением за терпение. Раскрутив сюжет об изобретателе Уилле Кастере (Джонни Депп), разрабатывавшем искусственный интеллект и после смерти слившимся с ним, Пфистер оформил красивое высказывание о губительности симбиоза человеческих чувств и цифрового разума.
«Одиссея» (2016)
Француз Жак-Ив Кусто — не только легендарный исследователь океанских глубин, но и изобретатель акваланга. Кроме того, Кусто совершил революцию в подводной съемке, сконструировав несколько моделей водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также разработав первую в истории подводную телевизионную систему. Правда, обо всем этом в байопике Жерома Салля упоминается лишь вскользь — практически все внимание режиссер сосредоточил на отношениях Кусто с сыном Филиппом (долгое время они были идейными оппонентами), развивая не слишком оригинальную мысль: одержимость исследователя оказывается губительной для его семьи. Зато подводные съемки в «Одиссее» — роскошные.
«Война токов» (2017)
Спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым и Мартином Скорсезе историческая драма (с крутым уклоном в триллер) стала жертвой секс-скандала с Харви Вайнштейном: фильм на два года лег на полку и так и не получил достойного проката. А жаль — ведь противостояние изобретателей Джорджа Вестингауза (Майкл Шеннон) и Томаса Эдисона (Бенедикт Камбербэтч) за лидерство в деле в деле электрификации Америки, преподнесено изобретательно и оригинально. Результатом конкурентной борьбы стало образование знаменитой компании «Дженерал Электрик», а вот фильм, увы, не получил того внимания, которого, безусловно, заслуживает.
«Калашников» (2020)
Биографической картине о легендарном конструкторе стрелкового оружия Михаиле Калашникове и его работе над лучшим автоматом XX века АК-47, возможно, не хватает чисто технических подробностей (впрочем, преимущество простого и эффективного автомата Калашникова сформулировано здесь довольно точно: каждая деталь будто бы просится на свое место). Зато всяческих похвал достойна актерская работа Юрия Борисова, с неподдельной искренностью изобразившего Калашникова энтузиастом, чья кипучая энергия ведет его к достижению цели.