«Планета обезьян» (1968)
Наверное, когда Пьер Буль писал свой роман «Планета обезьян», он думал, что придумал взрывной финал. По книге, главный герой с семьей покидает Сорору (планету обезьян) и летит назад на Землю. Однако, пока он отсутствовал, на Земле прошло 800 лет, и за это время на смену людям пришли приматы.
Но создатели первой экранизации решили, что могут сделать еще круче — как-никак, среди сценаристов присутствовали создатель «Сумеречной зоны» Род Серлинг и обласканный критиками драматург Майкл Уилсон («Мост через реку Квай», «Лоуренс Аравийский»). Им это удалось: даже полвека спустя отчаяние Чарльтона Хестона в финальной сцене по-прежнему впечатляет.
«Бразилия» (1985)
Хотя при слове «антиутопия» в первую очередь вспоминается Оруэлл, для Терри Гиллиама роман «1984» стал лишь отправной точкой. История о борьбе маленького человека с «идеальным обществом», о том, к чему может привести ошибка там, где ошибки в принципе невозможны, и о всепобеждающей любви переосмыслена режиссером в самом циничном и беспощадном ключе.
Концовка фильма оказалась настолько мощной, что кто-нибудь нет-нет, да позаимствует ее — как, например, постановщик «Битвы бастардов» Мигель Сапочник в своих «Потрошителях». Да и сам Гиллиам, судя по «Теореме Зеро», не прочь повторить тот же трюк.
«Подозрительные лица» (1995)
Будущий штатный режиссер франшизы «Люди Икс» Брайан Сингер снял этот триллер, когда ему не было еще и тридцати. А сценарий фильма написал будущий штатный режиссер франшизы «Миссия невыполнима» Кристофер МакКуорри — одноклассник Сингера.
В скромных нуарных «Подозрительных лицах» создатели грядущих шумных тентполов сделали упор на сюжетные хитросплетения: история, в которой множество неизвестных и пара выживших, смотрится с большим интересом и во второй, и в третий раз. Что же до концовки, то она наглядно показывает, какую важную роль играет в работе детектива внимание к деталям. А болтающий без умолку на протяжении всего фильма Кевин Спейси получил за эту роль свой первый «Оскар».
«Первобытный страх» (1996)
В этом фильме двойное дно есть у всего, включая кастинг. Зрители шли в кино, зная, что Ричард Гир умеет выбирать достойные проекты, а выходили из зала, завороженные игрой Эдварда Нортона. Молодой дебютант поразил всех своим умением перевоплощаться сразу в двух людей, которые живут в одном теле. Талант Нортона отметило и профессиональное сообщество — за роль юноши, подозреваемого в убийстве священника, он получил «Золотой глобус», а также номинации на «Оскар» и BAFTA.
На фоне этого о финале, пожалуй, можно и не говорить. Всего за несколько минут до конца герой Нортона произносит фразу, которая моментально меняет местами черные и белые фигуры, и после такой концовки в принципе начинаешь сомневаться во всех окружающих.
«Бойцовский клуб» (1999)
Стивен Кинг как-то написал, что интрига — последнее прибежище хорошего писателя и первое прибежище плохого. С фильмами ровно та же ситуация. На протяжении всего «Бойцовского клуба» зритель погружается в критику общества потребления и в тягу главных героев к саморазрушению. И финальный сюжетный твист, конечно, не отменяет всей той красоты, которую мы наблюдали два часа до этого, но становится заслуженной вишенкой на торте.
«Шестое чувство» (1999)
До этого фильма никто толком не знал, кто такой М. Найт Шьямалан. Как и довольно смутно представляли Брюса Уиллиса не спасающим заложников/Землю/часы отца. Все это совсем не помешало молодому режиссеру обратить на себя внимание кинообщественности, а Уиллису продемонстрировать (впрочем, не в первый раз), что он может органично существовать в кадре без пистолета и майки-алкоголички. А последние сцены фильма до сих пор переворачивают все внутри у тех, кто смотрит кино впервые.
«Помни» (2000)
Сначала было неонуарное чисто британское «Преследование», а вот с фильма «Помни» начался именно тот Кристофер Нолан, который заставил весь мир смотреть интеллектуальные блокбастеры. Тот самый Нолан, который стал самым настоящим амбассадором времени, в каждом своем фильме предоставляя на него взгляд с нового ракурса.
В этом же фильме режиссер показал себя и как талантливый рассказчик. Оказалось, достаточно показывать отрывки из жизни главного героя в обратном порядке, и всё — зритель запутан и заинтригован, ибо знает о жизни главного героя не больше него самого. А в конце (вернее, в начале) — сюрприз!
«Другие» (2001)
Николь Кидман в мистическом триллере с элементами ужасов — если бы до этого не было мучительного развода с Томом Крузом и съемок у перфекциониста Кубрика, выбор актрисой фильма можно было бы назвать как минимум странным. Однако она, видимо, решила, что раз она прошла через самое страшное, то теперь можно и зрителей попугать. И фильм действительно держит в напряжении, заставляя периодически вскрикивать и вцепляться в ручки кресла. Ну, а самое мрачное открытие испанец Алехандро Аменабар, по обыкновению, приберег напоследок.
«Остров проклятых» (2009)
Старательно уходя от образа голливудского красавчика, Леонардо ДиКаприо зачастил к Мартину Скорсезе, который, в свою очередь, уже снял все фильмы, где мог сыграть Роберт Де Ниро (живой классик тогда еще не знал, что однажды Netflix даст ему много денег на «Ирландца»).
Примечательно, что действие в романе Денниса Лихейна заканчивается немного раньше, чем действие фильма. Писатель предпочел оставить финал открытым, но Скорсезе никогда не отличался умением сглаживать углы (за исключением разве что развязки истории Трэвиса Бикла, о которой до сих пор ходят споры). Финальный вопрос: «Что лучше — жить монстром или умереть человеком?», режиссер не оставляет без ответа, и этот ответ шокирует и не содержит ни грамма двусмысленности.
«Невидимый гость» (2016)
Испанский триллер-перевертыш, который обратил на себя внимание зрителей всего мира. Режиссер и сценарист следовали двум принципам: 1) все, что вы видите — не то, чем кажется; 2) главное — все правильно рассказать. Шаг за шагом складываются все стороны кубика Рубика, открываются новые подробности, но всего лишь за минуту до финальных титров будут сброшены последние маски. И в этот момент остается лишь устроить долгую овацию всем причастным.
Фильм стал хитом, сделав солидные кассовые сборы и породив три (!) ремейка.
«Идеальные незнакомцы» (2016)
Рассуждение на тему того, стоит ли впускать друзей в свой шкаф и знакомить с обитающими там скелетами: встреча старых знакомых превращается в типичный бал графа Монте-Кристо, на котором белых и пушистых гостей попросту нет.
А финал, который противоречит всей предыдущей истории, и вовсе оставляет больше вопросов, чем ответов, главный из которых — что же реально: пять минут финала или полтора часа истории?