1.
Когда было решено, что машина времени в фильме будет на колесах, выбор пал на DeLorean DMC-12 потому, что эта модель выглядела наиболее футуристично: спорткар из нержавеющей стали с дверями, открывающимися вверх, — какая еще из машин могла в 1955 году больше смахивать на корабль пришельцев? Режиссер Роберт Земекис и сценарист Боб Гейл тогда не знали, что главу компании DeLorean обвинили в продаже крупной партии кокаина (позже дело признали сфабрикованным, а Делореана оправдали), а DMC-12 сняли с производства. Но после выхода «Назад в будущее» модель стала культовой, а Земекис получил письмо от Делореана, в котором инженер и бизнесмен благодарил создателей фильма за то, что они не дали угаснуть его мечте, а дизайнерам, разработавшим кинематографический образ DMC-12, предложил работу в своей компании.
2.
Вспоминает сценарист Боб Гейл: «Я поехал к родителям в Сент-Луис, штат Миссури, и обнаружил в доме выпускной альбом отца. Он был президентом класса, и я вспомнил, что с парнем, который был президентом моего класса, я не дружил. И я подумал: интересно, а сдружился бы я с собственным отцом, если бы учился с ним в одно время? Так загорелась искорка идеи. Вернувшись в Калифорнию, я рассказал об этом Бобу, а он в ответ: "А представь, что твоя мать, которая всегда говорила, что не целовалась на школьных свиданиях, на самом деле была самой разбитной девчонкой в классе?" Вот так мы и начали разрабатывать эту тему».
3.
Вспоминает режиссер и сценарист Роберт Земекис: «Мы с Бобом Гейлом начали работать над сценарием "Назад в будущее" после выхода "Подержанных автомобилей" (комедия вышла в 1980 году и провалилась в прокате, собрав в Северной Америке $11,7 млн при $8-миллионном бюджете. — прим. "Киномании"). Никто не хотел заниматься этим проектом. Я храню у себя в архиве письма от киностудий с отказом снимать "Назад в будущее". От абсолютно всех студий. Есть даже по несколько отказов от одной и той же студии. Причина отказа во всех письмах всегда одна: бесперспективное кино. Но в 1984-мя снял "Роман с камнем" ($86,6 млн мировых сборов при бюджете $10 млн — прим. "Киномании"), и мы получили возможность сделать "Назад в будущее", и, слава богу, он стал хитом».
4.
Земекис и Гейл с самого начала задумали перенести Марти МакФлая именно в 1955 год. Причина проста: они хотели, чтобы Марти «изобрел» рок-н-ролл. Для авторов «Назад в будущее» «рок-н-рольная» составляющая идеи была чрезвычайно важна — это был момент рождения новой эпохи. При этом эпизод с «изобретением» рок-н-ролла был придуман до того, как сценарий начали писать. Земекис и Гейл записали идею на листок бумаги и прикололи его к стене канцелярской кнопкой, решив, что потом придумают, как встроить эпизод в сценарий. Та же история произошла и с «изобретением» скейта. Чтобы обе сцены сработали в 1955-м, в начале фильма (в 1985-м) пришлось показать, что Марти играет на гитаре и катается на скейте.
5.
Впрочем, позже Земекис захотел вырезать сцену с исполнением песни «Johnny B. Goode» — на том основании, что она единственная не продвигала сюжет в практически идеальной картине, где эпизод был пригнан к эпизоду как по учебнику, и все сцены работали на развитие истории. Номер же с «Johnny B. Goode» лишь демонстрировал актерское мастерство Майкла Дж. Фокса. Для Земекиса даже подготовили версию картины без этого эпизода, однако монтажер Артур Шмидт предложил все-таки оставить сцену в фильме для тест-просмотра — на всякий случай. И оказался прав: зрители приняли эпизод с восторгом, и в итоге Земекис его оставил.
6.
Стивен Спилберг был единственным, кто поверил в потенциал сценария: он хотел снимать «Назад в будущее» сразу после «Подержанных автомобилей». Но до этого два совместных проекта Земекиса, Гейла и Спилберга провалились в прокате: помимо «Подержанных автомобилей» (1980), спродюсированных Стивеном, была еще и военная комедия Спилберга «1941» (1979), сценарий которой сочинили Земекис и Гейл. «Да, мы написали единственный фильм Стивена, на котором он потерял деньги», — вспоминал Земекис. В результате с постановкой «Назад в будущее» решили повременить. А когда после успеха «Романа с камнем» студии начали драться за сценарий Гейла и Земекиса, те отдали его единственному человеку, который верил в них с самого начала — Спилбергу.
7.
На протяжении 12 недель съемок Майкл Дж. Фокс спал максимум по 5 часов в сутки: днем он снимался в сериале «Семейные узы», откуда его не могли отпустить, а ночами — в «Назад в будущее»,в котором уже он сам не мог не сыграть (Фоксу настолько понравился сценарий, что он готов был пойти на что угодно, лишь бы сняться в этом фильме). Из-за личного графика Фокса «Назад в будущее» снимали преимущественно с 6 часов вечера до 6 утра. Ночью врубали освещение, чтобы имитировать дневные сцены в интерьерах, а дневные эпизоды на натуре снимали в выходные, что влетало в копеечку — актерам приходилось платить повышенную ставку за работу в субботу и воскресенье.
8.
Кристофер Ллойд, отличающийся патологической застенчивостью, получил роль дока Брауна, не произнеся практически ни слова: на пробах он просто смотрел на Земекиса, молча восседая на стуле, но был при этом так выразителен, что режиссер без колебаний отдал ему роль. На съемках разговорить Ллойда тоже не удалось: он беспрекословно выполнял указания Земекиса, и у режиссера так и не получилось завести с Крисом хотя бы один более или менее длинный разговор. Ллойд в ответ на указания всегда отвечал: «Ладно», и это все, что можно было из него выжать помимо текста роли. Кристоферу понадобился весь съемочный период «Назад в будущее», чтобы подружиться с Земекисом и начать с ним по-приятельски болтать — на съемках второй и третьей частей фильма актер и режиссер беседовали уже вполне непринужденно.
9.
На первом тест-просмотре фильма в Сан-Хосе присутствовали исключительно простые зрители — Стивен Спилберг позаботился о том, чтобы в зале не было студийных чиновников и вообще людей, имеющих отношение к индустрии. Земекису было важно мнение неподготовленного зрителя — в доинтернетную эпоху никто перед просмотром не знал, что это кино о путешествиях во времени и что главный герой в прошлом встретит своих родителей: было известно лишь, что покажут комедию. Поэтому когда в кадре впервые появился DeLorean, никто толком не понял, что это за штуковина, а в начале фильма зрители больше всего переживали за Эйнштейна — собаку Дока, которую тот отправил в экспериментальное путешествие во времени. Когда пес вместе с машиной исчез, зрители напряглись, а когда Эйнштейн вернулся живым и невредимым, по залу пронесся вздох облегчения. По итогам того просмотра Земекис сократил фильм на семь минут.
10.
Удивительно, но о съемках «Назад в будущее» у Земекиса не осталось хороших воспоминаний: «Видеть эффект, который производит только что вышедший на экраны фильм — это чудо. А вот съемки — это кошмар. Было очень холодно. Я вечно недосыпал, ходил полусонным. Я никогда не чувствовал себя так паршиво, как на съемках этого фильма. Я набрал вес, потерял форму. Мои самые любимые этапы производства — написание сценария и пост-продакшен. Но вот съемки — это кошмар. Лучшим днем был день первого появления Майкла Дж. Фокса на площадке. Когда он оказался перед камерой и начал играть, я подумал: "Слава богу, это Марти МакФлай. Теперь все пойдет хорошо"». Дело в том, что до Фокса роль Марти играл Эрик Штольц, и с ним было отснято довольно много материала, но режиссер и актер так и не поняли друг друга: Штольцу откровенно не давались комические эпизоды, а Земекис никак не мог объяснить ему, что он от него хочет. В итоге он решился заменить Эрика, предварительно получив добро от Спилберга.