«Жестокое море» (1953)
Скромная, но глубокая и проникновенная британская картина стала чем-то вроде противовеса послевоенным бравурным голливудским лентам с их картонной героикой. В основе фильма — мемуары Николаса Монсаррата, участника тяжелой битвы за Атлантику, в которой немецким субмаринам противостояли британские «цветочные» корветы: у кораблей этого класса были далекие от военной романтики ботанические названия. В центре сюжета — команда корвета К49 «Крокус» и судьба капитана-лейтенанта Эриксона, роль которого блестяще исполнил Джек Хоукинс (тоже, кстати, ветеран). Любопытно, что к началу 50-х ни одного «цветочного» корвета в британских ВМС не осталось, и для съемок позаимствовали греческий корабль — бывший британский корвет К32 «Кореопсис». Кино о суровых буднях английских военных моряков поставил Чарльз Френд — это единственная его режиссерская работа, получившая широкую известность, но мастерства постановщику не занимать: в 30-е он работал монтажером на четырех картинах Альфреда Хичкока. «Съемочными площадками» фильма стали Плимутская морская верфь и Ла-Манш. «Жестокое море» довольно неожиданно стало хитом проката по обе стороны Атлантики и получило номинацию на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий».
«Битва у Ла-Платы» (1956)
Еще один британский морской эпик 50-х рассказывает о знаменитом эпизоде, произошедшем в декабре 1939 года в южной Атлантике. Битва у Ла-Платы стала первым крупным морским сражением Второй мировой, а драматургия боя была изощренной и напряженной. Три крейсера союзников — британские «Эксетер» и «Аякс» и новозеландский «Ахиллес» — загнали в ловушку немецкий карманный линкор «Адмирал граф Шпее», до сей поры считавшийся неуловимым. В картине знаменитого тандема режиссеров и сценаристов Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера сошлись пафосное батальное кино, напряженный военный триллер с игрой в кошки-мышки и тонкая политическая игра. Пауэлл при этом вдохновлялся не только изяществом операции британских ВМС, но и английской классической лентой «В котором мы служим», снятой Ноэлом Коуэрдом и Дэвидом Лином еще во время войны, в 1942-м. «Битва у Ла-Платы» признана классикой военного кино и получила три номинации на премию BAFTA.
«Тора! Тора! Тора!» (1970) и «Перл-Харбор» (2001)
Совместный американо-японский эпик «Тора! Тора! Тора!», празднующий в этом году 40-летний юбилей, до сих пор считается не только самым достоверным фильмом об атаке японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, но и самой масштабной в истории кинематографа лентой о сражениях на море и в воздухе. На постановку потратили $25 миллионов (по тем временам весьма солидный бюджет), а наградой картине стал «Оскар» за визуальные эффекты. С американской стороны фильмом занимался Ричард Флейшер — постановщик «Викингов» и «Фантастического путешествия», уже имевший дело и с эпическим размахом, и с производством спецэффектов. Япония делегировала режиссера Киндзи Фукасаку (при этом начинал съемки Акира Куросава, но быстро покинул проект) — для будущего постановщика якудза-фильмов и «Королевской битвы» кино о Перл-Харборе стало первым крупным проектом. Картина получилась исторически точной и зрелищной — кадры из нее до сих пор нередко используются в документальных и игровых лентах о Второй мировой. Создатели фильма постарались во всей красе представить технику, которая была задействована в атаке на Перл-Харбор, но тут пришлось пойти на хитрости. Например, в роли японского авианосца выступил его американский «собрат» — «Йорктаун», а под знаменитый «Энтерпрайз» замаскировали авианосец «Кирсардж».
Спустя 31 год свой фильм о нападении на базу Тихоокеанского флота США на Гавайях, которое стало поводом для вступления США во Вторую мировую, выпустил Майкл Бэй. Правда, он сконцентрировался на самолетах (главные герои картины — летчики в исполнении Бена Аффлека и Джоша Хартнетта), а в целом «Перл-Харбор» скорее мелодрама на фоне войны, нежели серьезная реконструкция событий, каковой была «Тора! Тора! Тора!». Однако сам эпизод атаки на Перл-Харбор производит сильнейшее впечатление — чего стоит только момент с падением японской бомбы, cброшенной на палубу линкора «Аризона».
«Мидуэй» (1976) и «Мидуэй» (2019)
Битва у атолла Мидуэй стала актом возмездия Тихоокеанского флота США японцам за коварное нападение на Перл-Харбор. Часа расплаты пришлось ждать полгода — до начала июня 1942-го. Победный исход сражения стал поворотной точкой в войне на Тихом океане — Япония потеряла 4 авианосца и 248 самолетов. Вышедший в 1976 году эпик Джека Смайта «Мидуэй» можно при желании рассматривать как тематический сиквел «Тора! Тора! Тора!», но по размаху и режиссерскому мастерству он заметно уступает фильму о Перл-Харборе. (Кстати, как раз в «Мидуэе» использовано, наряду с цветной хроникой, довольно много кадров из шедевра Флейшера и Фукасаку — например, в большинстве сцен, где показана японская авиация.) Впрочем, и здесь есть свои плюсы. Один из них — мелодраматическая линия с сыном американского капитана, влюбившимся в интернированную японку. Актерский состав тоже впечатляет — в картине снялись Чарльтон Хестон, Генри Фонда, Джеймс Кобурн и легенда японского кино Тосиро Мифунэ. Почти все сцены на борту военных кораблей были сняты на быстроходном авианосце «Лексингтон» — даже те эпизоды, которые разворачивались на японских авианосцах. «Лексингтон», таким образом, «сыграл» роли трех главных участников битвы с американской стороны — авианосцев «Энтрепрайз», «Хорнет» и «Йорктаун». Словом, попытка снять достойное кино с не самым большим бюджетом видна невооруженным глазом, и она, что любопытно, оказалась успешной: картина собрала в американском прокате $43,2 млн — на $13,7 млн больше, чем за шесть лет до этого заработала «Тора! Тора! Тора!».
Собственную версию этой батальной истории представил в прошлом году и Роланд Эммерих — один из главных (если не самый главный) голливудских специалистов по масштабным разрушениям на экране. Эммерих в своем «Мидуэе» ни в чем себе отказал, сняв практически два фильма в одном: в качестве пространного пролога выступил эффектный эпизод нападения на Перл-Харбор. Здесь есть и шпионская история, и политический триллер, а сцены догфайтов по зрелищности практически не уступают космическим боям в «Звездных войнах». Само собой, добрая половина картины создана специалистами по визуальным эффектам, так что вся участвовавшая в битве техника была нарисована в CGI.