«Асфальтовые джунгли» (1950)
Реж. Джон Хьюстон
Возможно, самый влиятельный фильм-ограбление в истории Голливуда, в котором были заложены практически все тропы жанра на годы вперед. Джон Хьюстон, режиссер классических нуаров, вроде «Мальтийского сокола», создал в «Асфальтовых джунглях» ту же черно-белую атмосферу душного города, в котором маленькие люди сражаются со своей судьбой. Подготовка к «делу» занимает в фильме ощутимую часть и позволяет раскрыться разным по характеру персонажам. Актер Стерлинг Хейден, который позднее, не исключено, что в качестве оммажа Хьюстону, будет позаимствован Кубриком в его «Убийстве», играет здесь несчастного мужчину-маргинала, которому приходится идти на преступление, чтобы загладить вину перед отцом — выкупить его старую ферму, заложенную им из-за долгов и распутной жизни. У Хьюстона, как и полагается, нет откровенно положительных героев. Но банда грабителей, у которых есть свой кодекс чести, своя профессиональная задача, выглядят куда более привлекательнее, чем слуги закона, алчные до денег и власти. Кстати, без «роковой женщины» здесь тоже не обошлось — ее сыграла сама Мэрилин Монро в одной из первых своих ролей. Интересно, что «Асфальтовые джунгли» дважды получали ремейк, но оба почили в веках, в то время как фильм 1950-го года и сегодня смотрится все также увлекательно и достоверно. (Кирилл Горячок)
«Мужские разборки» (1955)
Реж. Жюль Дассен
Француз Жюль Дассен — признанный мастер городского нуара, долгое время желал снять свой ответ «Асфальтовым джунглям» Джона Хьюстона. Его «Мужские разборки» (французское название звучит более играючи — Рифифи) действительно довел формулу американца до предела. Само ограбление занимает здесь почти полчаса игрового времени, разработанное и поставленное с вниманием к мельчайшим деталям и без единого диалога или реплики. Дассен хотел показать на экране настоящее современное преступление и это у него вполне получилось. Однако сила «Мужских работок» не только в реалистичности. История героя Жана Серве наполнена трагической поэзией. Как и полагается в фильме-ограблении, жалкое стечение обстоятельств рушит до основания идеальный план грабителей, но у Дассена печальный финал приобретает трагедию экзистенциального характера: человек жалок, а жизнь лишена смысла — это лишь безуспешное бегство от своей судьбы. (К.Г.)
«Убийство» (1956)
Реж. Стэнли Кубрик
Сам Кубрик считал «Убийство» (более корректный перевод жаргонизма the killing — «большой куш») своей первой профессиональной режиссерской работой, но фактически это был не первый фильм и даже не первый нуар в его карьере. Будущий постановщик «Космической одиссеи 2001 года» и «Заводного апельсина» в середине 50-х набивал руку на вышедшем из моды жанре, пробуя авторский почерк — нуар как таковой был достаточно широким полем для творческих экспериментов. В «Убийстве» Кубрик выработал холодный, математический подход к материалу: история об ограблении кассы ипподрома, обернувшемся фиаско, из киноверсии лихого pulp fiction трансформировалась в дотошную экранизацию полицейского рапорта. А геометрически совершенные кадры «Убийства» кто только ни цитировал — от Люмета до Кэмерона. (Дмитрий Молчанов)
«Афера Томаса Крауна» (1968)
Реж. Норман Джуисон
Для Стива Маккуина 1968 год стал золотым — актер сыграл в двух картинах, впоследствии заработавших статус культовых: «Детективе Буллитте» и «Афере Томаса Крауна». Последняя стала, пожалуй, самой утонченной и претенциозной лентой в истории поджанра афер и ограблений. Норман Джуисон приложил максимум усилий, чтобы представить зрителю блестящую криминальную многоходовку миллионера Томаса Крауна как пазл — причем в буквальном смысле: режиссер часто и густо использует полиэкран. Вдобавок МакКуин и Фэй Данауэй составили один из самых красивых дуэтов 60-х, а песня Мишеля Леграна «The Windmills Of Your Mind», звучащая на начальных титрах, получила «Оскар» и стала хитом. Сам же фильм в 1999 году получил ремейк с Пирсом Броснаном и Рене Руссо в главных ролях — у режиссера Джона МакТирнана тоже получилось хорошо, но не более того. (Д.М.)
«Итальянская работа» (1969)
Реж. Питер Коллинсон
Молодой Майкл Кейн, красные «мини-куперы», заносчивые кокни и британский акцент: «Итальянская работа» — настоящий памятник эпохи, помешанной на Англии. Хотя сам по себе фильм смотрится сегодня несколько наивно, сюжетные ходы угадываются в два счета, а актеры не слишком стараются поразить зрителя своим профессионализмом, его вполне можно поставить в один ряд с музыкой группы The Who по степени передачи атмосферы и выразительности конца 1960-х. Погоня на трех «мини-куперах» по праву считается одной из самых впечатляющих и абсурдных, ей и, конечно, прекрасным ванлайнерам Кейна, фильм и обязан своей неугасаемой славой. В 2003 году режиссер Ф. Гари Грей в стиле «Форсажа» решил переснять британскую классику, и получилось по-своему симпатично и бодро, однако к духу оригинала, его аутентичной и бессовестной красоте он имеет мало отношения. (К.Г.)
«Красный круг» (1970)
Реж. Жан-Пьер Мельвиль
Во французском кино Жан-Пьер Мельвиль стоит особняком. С одной стороны он почти целиком посвятил себя жанру «крутых боевиков», но, с другой, вывел его на совершенно иной эстетический и содержательный уровень. Герои-одиночки Мельвиля уже не просто хотят заработать денег преступным способом, чтобы решить, какие-то житейские проблемы, они имеют дело с самой смертью. В «Красном круге» режиссер достиг апогея своего минималистского стиля. Здесь практически нет диалогов, главные действующие лица бродят по свету молча и с суровыми лицами, чтобы однажды встретиться и ограбить ювелирный магазин. Однако поставлено и сыграно это гениально, Мельвиль выводит трагические характеры персонажей почти визуальными средствами. Ален Делон, уже работавший с режиссером в «Самурае», доводит свою скупую на эмоцию игру до предела, а глаза Ив Монтана горят огнем безумия. «Красный круг» предваряет философский эпиграф, намерено ложно приписанный Мельвилем Будде. И действительно, в форме фильма-ограбления, режиссер рисует впечатляющую притчу жизни и смерти. (К.Г.)
«Собачий полдень» (1975)
Реж. Сидни Люмет
Фильмы «Серпико», «Собачий полдень» и «Телесеть» послужили для Тодда Филлипса источниками вдохновения в работе над «Джокером» — тревожную и гнетущую атмосферу 70-х Сидни Люмет умел воспроизвести не менее точно, чем Мартин Скорсезе. «Собачий полдень» — основанное на реальных событиях кино о нелепом и фактически несостоявшемся ограблении банка, в котором Аль Пачино сыграл одну из лучших ролей в карьере. Ну а фильм сам по себе стал учебником по переключению регистров и чемпионом по психологическим нюансам и мелким деталям: это серьезное кино, в котором хватает забавных моментов — как, наверное, и в любой настоящей трагедии. Двое грабителей (герои Пачино и Джона Казале, игравших вместе в «Крестном отце»), которые рассчитывали управиться за десять минут и застряли в банке до глубокого вечера в окружении полиции, телевизионщиков и толпы зевак — достойные кандидаты на премию Дарвина, но в равной степени они способны вызвать искреннее сочувствие. Техническая сторона «Собачьего полдня», несмотря на нарочито скромный инструментарий Люмета, тоже близка к идеалу, а эпизод с первым выстрелом в стенах банка, вызвавшим переполох как внутри, так и снаружи — настоящий шедевр монтажа. (Д.М.)
«Вор» (1981)
Реж. Майкл Манн
Принято считать, что одним из лучших фильмов-ограбления в истории является «Схватка» Майкла Манна. И с этим трудно спорить, сцена налета банды под началом Роберта Де Ниро поставлена напряжением и драматургией, которые трудно, если вообще возможно повторить (сам Манн пытался, да не смог). Тем интереснее взглянуть, как режиссер шел к этому, в его дебютном фильме «Вор» с участием Джеймса Каана. По больше части, здесь режиссер обращается к классике, вроде тех же «Асфальтовых джунглей» или «Убийства». Герой Каана даже местами напоминает неотесанного, но обаятельного Стерлинга Хейдена, правда со своим уникальным колоритом и харизмой. Манн дотошно подходит к описанию самого ограбления, не упуская из виду ни одной детали. Здесь еще нет истеричного экшна «Схватки», в «Воре» царит атмосфера иного типа, наследующая одновременно и черно-белым нуарам и детективам 1970-х. В этом фильме Манн уже зарекомендовал себя как мастер криминального жанра, у которого большое будущее — так оно и получилось. (К.Г.)
«Грабеж» (2001)
Реж. Дэвид Мамет
Фильм интеллектуала, большого драматурга и лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мамета с первых же кадров кажется странным и снятым не на рубеже XXI века, а лет за 25 до того. Объясняется это ощущение просто: Мамет даже не пытается вуалировать свою ностальгию по Новому Голливуду — он просто копирует стиль криминальных картин, снятых в середине 70-х (и частенько намекающих, что даже в самых хитроумных аферах нет победителей — в проигрыше остаются обе стороны). Отличный актерский ансамбль (Джин Хэкмен, Дэнни ДеВито, Делрой Линдо, Ребекка Пиджеон и молодой Сэм Рокуэлл) охотно подхватывает эту слегка гротескную стилизацию, делая ее осязаемой, и картина со всеми задатками арт-мейнстримного блокбастера переходит в ранг «кино не для всех» (или даже guilty pleasure). Тем она, впрочем, и ценна. (Д.М.)
«Одиннадцать друзей Оушена» (2001)
Реж. Стивен Содерберг
Режиссер, до наступления XXI столетия занимавшийся личными, нишевыми, причудливыми проектами в диапазоне от камерного дебюта «Секс, ложь и видео» до экспрессионистской эстетской стилизации «Кафка», в 2000-м вдруг снял ансамблевую мозаичную драму «Траффик», а год спустя и вовсе ворвался в студийную систему с условным ремейком «Одиннадцати друзей Оушена». Оригинал в далеком 1960-м снял Льюис Майлстоун, и запомнился тот фильм прежде всего тем, что главные роли в нем исполнила знаменитая «Крысиная стая». Содерберг собрал свою собственную «стаю» друзей во главе с Джорджем Клуни, Брэдом Питтом и Мэттом Деймоном и снял эталонное для нового века heist-кино, сделавшее к тому же отличные сборы в прокате ($450,7 млн во всем мире при бюджете $85 миллионов). Заряда бодрости, веселья и сюжетного хитро- и остроумия хватило у Содерберга еще на два сиквела. (Д.М.)