Дэни (Флоренс Пью) только что потеряла сестру и родителей, оставшись сиротой, и отчаянно нуждается в поддержке со стороны своего бойфренда Кристиана (Джек Рейнор), который явно тяготится этими отношениями. Приняв приглашение одного из своих друзей, Кристиан берет Дэни с собой в путешествие к одной из языческих общин, живущих уединенной жизнью где-то в шведской глубинке. Прибыв на место, Дэни обнаруживает доброжелательное, но довольно странное сообщество отшельников, которые готовятся к проведению древнего ритуала — и, как выяснится позднее, именно ей предназначено сыграть в нем самую главную роль.
Новый фильм Ари Астера, хотя и заметно отличается от прошлогоднего хита «Реинкарнация» про оккультизм и семейные ценности, выполнен в той же манере. Однако в фокусе внимания теперь более широкий спектр тем. «Солнцестояние» — это красиво снятое, длинное (фильм идет почти два с половиной часа) и медитативное кино, в котором практически нет традиционных для хоррора приемов и локаций. Астер, кажется, специально нарушает множество жанровых конвенций: например, почти исключает из фильма ночные сцены, так что большая часть событий происходит при ярком свете дня.
Как и в «Реинкарнации», ставка здесь сделана на персонажей и плавное скольжение в пограничные состояния, когда невозможно провести четкой границы между сном и бодрствованием. Но, в отличие от первого своего фильма, Астер в «Солнцестоянии» исследует не вопрос о семейной наследственности и предопределенности, а наоборот — проблему оторванности человека от семьи, желание стать частью коллектива, разделяющего твои радости и печали. Наряду с этой основной линией, в сюжете присутствуют и второстепенные темы, среди которых можно выделить обыгрывание языческих корней идеи «возврата к природе»: тщательно реконструируя образ жизни и мышления в коммуне, Астер очень рельефно показывает контраст современного и архаического мышления — и именно из этого противопоставления черпает силу большинство самых впечатляющих сцен фильма.
При этом в фильме, конечно, можно заметить недостатки — к примеру, излишнюю затянутость вступления, или же недостаточное внимание к закрытию некоторых второстепенных веток сюжета. Но все недостатки «Солнцестояния» представляют собой не более чем продолжения его достоинств, так что их можно легко простить — особенно, если помнить о том, что главную тему Астер никогда не теряет из виду. Перед нами вовсе не очередной толково сделанный студийный хоррор, а вдумчивое полотно, в котором черный юмор органично переплетается с социальной тематикой, дополняясь хорошими актерскими работами и почти документальной манерой съемки. Штучная работа, которую лучше не пропускать.