- Каково это, дебютировать в большом кино с сиквела?
«Зазеркалье» — это не совсем сиквел, скорее «ребут». Я вообще не против продолжений и люблю франшизы. Мне хотелось развивать идеи первого фильма, его вселенную. Мы нашли множество интересных сюжетных ходов, как можно было бы продолжить историю оригинальной «Пиковой дамы». Но продюсеры нам дали четкую задачу – снять фильм про старую усадьбу. И все, что хотелось сделать, под эту концепцию, конечно, не подходило. И мне жаль, что оригинальные решения, которые придумал Святослав Подгаевский (режиссер первой «Пиковой дамы» - прим. ред.) не везде получилось продолжить.
С другой стороны, это все та же «Пиковая дама». Только теперь это не городское фэнтези, а хоррор жанра «монстр в доме». То есть, есть некоторое существо, которое охотится за своими жертвами в закрытом пространстве, как в «Чужом». Сказать честно, я лично против смертей в хоррорах. Мне нравится, как Джеймс Ван эту тему обходит. Если вспомнить «Астрал» или «Заклятие» - большинство смертей в его картинах происходит как бы за кадром. На мой взгляд, так и нужно делать фильмы ужасов. Если есть шанс пугать не только убийствами, то, я думаю, им нужно воспользоваться. В нашем же случае, обойтись без них было нельзя. Сюжет построен на убийствах, которые совершает Пиковая дама и задача состояла в том, чтобы интересно это обыграть. Я лично боролся за то, чтобы сократить количество смертей в картине, мне хотелось чуть больше раскрыть персонажей, не превращать их в пушечное мясо. Но, увы, не везде это получилось. Однако, в смертях есть один большой плюс: они могут вызывать эмоции, зрителю становится жалко героя.
Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»
- Какие фильмы вас вдохновляли на съемку «Пиковой дамы»?
Я очень люблю жанр и смотрю практически все. Последним хоррором, который меня по-настоящему впечатлил, был «Бабадук». Я был очень впечатлен его сильной драматургией, как подана в фильме история матери и ребенка.
Мой план изначально был снять сиквел про саму Пиковую даму, сделать ее главным героем. Поставить кино про сумасшедшую графиню в декорациях XIX века, подробно разобраться почему она охотится за детьми. Сквозной темой «Пиковой дамы» является материнство, на что готова женщина, ради своего ребенка. В этом смысле, меня, конечно, вдохновлял «Бабадук».
Но главным референсом, на который мы ориентировались,была, «Женщина в черном». К сожалению, в нашей стране сегодня невозможно снять настолько красивый и подробный готических хоррор. Пока это слишком дорого. Но мы сделали, что могли. По крайней мере, уровня второй части «Женщины в черном» мы достигли, мне кажется. В «Зазеркалье» узнаются и десятки других фильмов ужасов, в частности, «Астрал», «Кошмар на улице Вязов». Я постарался вложить туда всю свою любовь к хоррорам.
Кадр из фильма «Детки в клетке»
- Расскажите о вашей первой короткометражке «Детки в клетке» по Стивену Кингу. Какова ее судьба?
Судьба у нее неплохая, мы выиграли с ней несколько фестивалей, в том числе получили награду имени Уэса Крэйвена в Лос-Анджелесе. И как только я выложил трейлер в сети, со мной тут же связались продюсеры, стало поступать множество предложений. К слову, «Пиковая дама» была лучшим из них. Сейчас «Деток в клетке» можно увидеть в альманахе «Русское краткое», который делает кинотеатр «Пионер», а также в iTunes. Но лично я жду, когда будет возможность выложить фильм в общий доступ, бесплатно на YouTube, как я и планировал изначально. Мне хочется ее поскорее показать зрителям. Мне не стыдно за эту короткометражку. Там есть спорные моменты, но все ошибки «Деток в клетке» были только нашими. Да, ее можно было сделать лучше, талантливее. Но я сделал ее искренне, из чистой любви к кино.
- Что, по вашему мнению, в дальнейшем ожидает российский хоррор?
Я думаю, что сейчас мы переживаем период становления, поиска той схемы для русского хоррора, которая могла бы сработать. Но я боюсь, как бы наши фильмы из-за всех этих поисков не утратили доверие зрителей. Мне было бы больно это сознавать. Думаю, настоящий хоррор сейчас обитает в коротком метре. Надо делать как Дэвид Сандберг, снимавший трехминутные ролики на YouTube. В таком формате можно рассказать любую историю, был бы талант и желание. Lights Out – взорвал Штаты неслучайно: человек знает как строить трюк, фокус, умеет управлять вниманием зрителя. Я питаю безмерное уважение к Сандербергу, он снял таким образом сотню короткометражек, не ленился и пробовал. Каждую свою идею он моментально визуализировал, чем и привлек внимание Джеймса Вана. Да, у него нет драматургии, но зато есть фишка, это жанр, который работает. И вот, теперь он сделал «Шазам!» - фильм с огромным бюджетом. Так это и происходит в Голливуде.
В России пока этого нет, и, я думаю, нужно двигаться как раз в этом направлении. Нужно снимать жанровые короткие метры, отрабатывать стиль, приемы. К сожалению, эта культура в нашей стране пока что очень неразвита, в отличие от той же Америки. Вспомните, например, великую «Одержимость» Дэмьена Шазелла – это же была его короткометражка, всего лишь одна сцена. И он доказал, что она работает превосходно. Нужно не боятся, идти и снимать, экспериментировать, и уже с этим приходить к продюсерам. Нельзя делать хоррор без большой любви, и в нашей индустрии не все это понимают. Именно поэтому у нас стране невозможно снять «Оно» (реж. Дэвид Роберт Митчелл), например. Ни один продюсер не поверил бы в такой проект. Поэтому, нужно начинать с короткого метра, иметь смелость показать и доказать, что ты на что-то способен.