«Елки» уже почти 10 лет настраивают на праздничный лад или наоборот сглаживают похмелье российскому народу. Единожды придуманная рецептура: советский флер в регистре «Чародеев» и «Иронии судьбы», узнаваемые приметы современности, звезды разного калибра, номера а-ля Comedy Club – срабатывала безотказно. И в этом плане главный инициатор проекта Тимур Бекмамбетов – конечно, молодец. Результат: прогнозируемо хорошая касса, видимо, обозначающая народную любовь, и пренебрежительное отношение со стороны интеллектуальной публики.
На этот раз все будет примерно так же. Пять историй: про любовь, достоинство, дружбу, храбрость и прощение. Обязательные Ургант, Светлаков и Брежнева, а с ними Елена Яковлева, Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Юрий Кузнецов и др. Солидные режиссеры: Жора Крыжовников, Александр Котт, Егор Баранов, Анна Пармас и Сам. Интонация, припорошенная настоящим снегом вперемежку с бутафорским…
Но всерьез анализировать «Елок» скучно да и совершенно ненужно. Гораздо полезнее будет последить за собственными эмоциями во время просмотра. Вот ты пришел в зал, выключили свет, зашумел проектор. Отмечаешь: совсем не так зашумел, как когда-то в Музее кино – ну это и не Хичкок без перевода. Пошла картинка: ты спинным мозгом ощущаешь, как ласковый голос Хабенского гладит тебя против шерсти. На экране появились актеры: раздраженно перекладываешь ногу на ногу от того, что Светлаков и Брежнева категорически не могут играть. В момент, когда Нагиев слушает Владимира Семеновича Высоцкого, ты думаешь: ну это уж совсем! Начинают разворачиваться кукольно-пасторальные истории про якобы простых людей: тебе хочется с криком: «Да вы вообще где живете?!» – выбежать из зала. Но ты сдерживаешься: эксперимент есть эксперимент. Вспоминаешь о том, что ты вообще Новый год не любишь. И скорее всего в ночь на 1 января запрешься у себя в квартире, отключишь телефон и пересмотришь подряд все фильмы про Джона Макклейна. А к ним еще – «200 сигарет», «Деда Мороза – отморозка», и сверху добавишь… Чего там еще стоит добавить, вспомнить не удается, потому что ты вдруг засмеялся. Ну ладно, думаешь, одна смешная шутка на весь фильм, так и незаряженное ружье стреляет. Но через пару минут ты опять засмеялся. И герои вроде, хоть и деревянные, но какие-то уже достаточно осязаемые. И истории с ними происходят, конечно, глупые и не совсем жизненные, но ведь происходят. А к финалу ты вдруг еще и слезу украдкой пустишь, за что тебя, видимо, уже никогда не простит истинный киноманский бог. А потом зажжется свет, ты посмотришь на всех этих людей, которые два часа сряду безостановочно угагатывались и замирали с придыханием, и подумаешь: «Ну это я так. Мне же глубоко чужд этот майонезный диско-патриотизм». – Ну-ну, конечно. Пойди лучше скорее махни рюмочку.
Этот господин уже всё сказал.