Константин Бронзит, режиссер анимационного кино
(в день открытия ретроспективы Хаяо Миядзаки выходит в прокат картина Константина Бронзита «Три богатыря и Наследница престола»)
Когда-то чудесами света признавались храмы и статуи, воздвигнутые людьми. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда акцент смещен не на результат человеческой деятельности, а собственно на человека, у меня есть ощущение, что таким чудом света является японский режиссер Миядзаки. То, что делает этот полубог в мультипликации – а главное, как он это делает, – не укладывается ни в какие правила драматургии и вообще в каноны кино. В какой момент происходит чудо, понять трудно. Обладая безупречным вкусом, чувством композиции и стиля, но оставаясь при этом абсолютно свободным от всяких догм, он двигается по истории почти интуитивно, и поэтому каждый сюжетный поворот становится для него самого таким же неожиданным, как и для зрителя. Он как будто и есть самый первый и главный зритель своих фильмов, и единственным условием для работы у него является ощущение: будет ли интересно ему самому окунуться в придуманный им мир и начать общаться со своими персонажами на равных, как с живыми. Очевидно, с детства одаренный неуемной фантазией, он всю жизнь пытается свою сказку сделать былью. И ему это удается.
Глядя на Миядзаки, я готов поверить, что пришельцы существуют и что они живут среди нас.
Юрий Норштейн, режиссер анимационного кино
Мое отношение к творчеству Миядзаки самое восторженное. Когда я с ним познакомился, у меня было впечатление, что познакомился с самим собой. Потом выяснилось, что мы оба сентябрьские одного года. Так что тут произошло то, что происходит где-нибудь в астрологии, хотя я в эти дела не балуюсь, но это так. Действительно получаются очень схожие натуры. Но я сейчас не подрифмовываюсь к Миядзаки, а просто хочу сказать, что он великолепен прежде всего как личность. И да, у него успехи колоссальные: и «Оскар», и прочие награды – он всемирно известная личность. При этом он абсолютно нормальный человек, помнящий, что когда-то в детстве он разводил костры, лазил по деревьям, расшибался и на велосипеде летел вниз с какого-нибудь обрыва, то есть он прожил свое детство. И живет сейчас. И живет, могу сказать так: на краю. То есть он не посреди какого-нибудь гламура, он на краю дороги, где идти гораздо сложнее, чем в центре толпы. Он в этом смысле вне толпы, он индивидуальность.
Этот человек обладает необыкновенным чувством дружбы, что сегодня как-то медленно исчезает из нашей жизни. Вообще вы обратили внимание, что слово «товарищ» перестали произносить? Вместо этого говорят «дамы» и «господа» – какой-то совершенно бессмысленный оксюморон, потому что «господа» имеют одно значение, а дамы – другое. Так вот Миядзаки – замечательный товарищ. Казалось бы, какое отношение имеют вещи, о которых я говорю, к творчеству? Для меня имеют. Даже основополагающее. Потому что без этих чувств человек не способен заниматься творчеством в полную силу. Он где-то наверняка соврет. А Миядзаки не врет. Он в своей искренности и если даже в заблуждении, то в искреннем заблуждении, остается безупречной личностью. Это я знаю не понаслышке: я с ним очень хорошо знаком. Вот все то, о чем я говорю, относится к личности. И как мне представляется, из этого соединения он и делает свои фильмы. Однажды я высказал восторг по поводу персонажа девочки – по-моему это был фильм «Унесенные призраками». Я спросил: «Миядзаки-сан, а откуда такая чудная девочка? Как она точно двигается, как она точно сыграна». Он ответил: «А это дочка моих друзей». Вот этот факт подчеркивает лишний раз его способность крутить головой в разные стороны, я бы так сказал.
И еще один момент очень важный: ведь он всегда везде повторяет: если бы не советский фильм «Снежная королева» режиссера Льва Атаманова, он бы не стал бы режиссером. То есть это еще его благодарность и открытость в отношении русского и советского искусства. Любимый его художник Левитан. Я опять же спросил: «А почему?» Миядзаки сказал: «У нас однажды была выставка Третьяковской галереи, и я влюбился в живопись этого художника». И я убедился в этом воочию, когда ходил по музею мультипликации, который организован, кстати, при участии Миядзаки. И в одной из комнат, посвященной ему, я вдруг увидел: на камине стоят маленькие репродукции Архипова, Виноградова – русских художников. Не могу сказать, что самой первой линии российской живописной культуры, но в этом его любовь к ней.
Наталья Березовая, режиссер анимационных фильмов студий «Пилот» и «Агама-фильм»
Мне кажется, что фильмы Миядзаки – это как воздух, которым дышит искусство анимации. Он открыл нам какое-то другое пространство в своих сказках. В его фильмах свой особенный ритм, свои законы мира, свои Боги и Духи.
Несомненно, своими работами Миядзаки задал новое направление в анимации. И сейчас мы видим, как европейские школы и студии часто выбирают этакий японский, миядзаковский стиль для своих работ.
Для меня его работы – это моменты, когда мы с детьми вместе их смотрим, а потом обсуждаем и играем в героев фильмов. Это теплые персонажи, такие как Тоторо, которого хочется иметь рядом, быть его другом. Или Рыбка Поньо – это моя маленькая дочка.
И когда я потом делаю что-то свое, то часто вдохновляюсь сценами из фильмов Миядзаки. Например, мы в сериале «Поросенок» дали цитату из Тоторо. У нас поросенок падает в берлогу к медведю так же, как Мэй упала на живот Тоторо, когда потерялась в лесу.
Мария Терещенко, программный директор «Большого фестиваля мультфильмов»
Хаяо Миядзаки – один из величайших анимационных режиссеров и один из немногих, кому удалось воплотить индивидуальное, авторское видение в полнометражной мультипликации. Удивительные истории, невероятные фантастические миры, которые создает Миядзаки, изумительная графика и неповторимая атмосфера его картин, все это близко и любимо многими зрителями.
Однако Миядзаки – не только режиссер и художник. Вместе с несколькими коллегами он основал студию, чьи фильмы, сохраняя самобытность и неповторимость, способны конкурировать в прокате и в сердцах зрителей с голливудскими картинами, доказав тем самым наглядно, что талантливый художник может оставаться собой даже в мире победившей индустрии.
Сергей Меринов, режиссер студии «Пилот»
Могу сказать, что я совсем не любитель аниме, мне вообще не близка эта эстетика, эта культура, я воспитан на гораздо более острой графике, более гротескной и авангардной. Но в случае с Миядзаки мы имеем дело не с классическим представителем жанра аниме, а скорее просто с классиком мирового кинематографа. И поэтому, если говорить про фильм «Унесенные призраками» – мой любимый у Миядзаки, – то мне не важно: аниме это или не аниме. Мне важно, что это абсолютно гениальное кино, которое тебя захватывает и ты его смотришь просто как произведение искусства. Причем не только киноискусства, но и как произведение изобразительного искусства. Это безумно красивый фильм. Поэтому для меня, конечно, Миядзаки – очень важный человек в мировой анимации, один из классиков, и очень приятно, что он сам всегда говорит, что его корни растут из российской анимации. Один из его любимых фильмов детства был «Снежная королева», например. Поэтому я всем очень горячо порекомендую сходить на его ретроспективу, и сам пойду.
Читать дальше:
«Унесенные призраками» и другие фильмы студии Ghibli выйдут в российский прокат
Именитый японский режиссер творит на экране настоящую магию, под чары которой попадают зрители всех возрастов. В его персонажей влюбляешься раз и навсегда, в его волшебных мирах хочется прописаться или как минимум провести отпуск, а затейливые сюжеты Хаяо всегда скрывают за собой множество глубоких смыслов. В общем, пропустить такое поистине грандиозное событие, как премьера отреставрированного аниме главного японского сказочника и величайшего художника, будет обидней, чем проспать бой курантов.