Властями Москвы выдано разрешение на строительство гостиницы с культурно-досуговым комплексом на месте киноцентра «Соловей». Пока все обсуждают: варварство ли это или логичное продолжение нелегкой судьбы данного кинопространства – Киномания попросила разных представителей киносообщества вспомнить личные (и не очень) истории, связанные с Киноцентром.
Андрей Прошкин, режиссер
Киноцентр был, конечно, хорошим местом и как кинотеатр, и как музей кино, и даже как теперешний кинотеатр. Помню, что, когда учился на ранних курсах института, я позвал своих бывших одноклассников на показ фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны». И потом, когда мы вышли, ребята заявили, что от мельтешения камеры у них очень сильно разболелась голова. А по глазам я видел, что она разболелась у них настолько, что они готовы мне устроить «темную». Так что, по выходе из зала мной овладел странный микс ощущений: с одной стороны, сам фильм очень непросто действовал, а с другой – я реально опасался, что мои бывшие одноклассники мне наваляют за Триера. А вообще кинотеатр очень хороший.
Денис Горелов, кинокритик
Прогуливались мы с музыковедом Рондаревым от дальнего края Киноцентра в сторону метро и увидели, как навстречу нам бежит длинноволосый юноша в коротком полупальтишке, в длиннющем таком белом шарфе и в сапожках казаках. Он тяжело дышал, и остановившись возле нас, переведя дух, спросил: «Вендерс в пятом зале?» И мы уверенно сказали: «В пятом зале». Двинулись дальше. Навстречу нам бежали две всклокоченные еврейские девушки в хайратничках расшитых бисером с холщевыми сумочками. Они задержались возле нас, но от тяжелого дыхания даже не могли ничего спросить. Мы с Рондаревым хором сказали: «Вендерс в пятом зале!» «Спасибо», – ответили девушки и побежали дальше. И с той поры, двигаясь в том направлении, мы всем встречным фрикам в оранжевых штанах и с фиолетовыми волосами говорили: «Вендерс в пятом зале!» И все они отвечали: «Спасибо» – и бежали дальше. Не ошиблись мы, кстати, ни разу.
Вот единственное забавное воспоминание, которое мне приходит на ум. Это был на глаз где-то 95-96 год.
Дарья Савельева, актриса
Я безумно люблю этот кинотеатр. Я называю его «Соловей» (скорей всего не одна я его так называю, да и люблю). Честно говоря, я хожу только туда на все фильмы: у этого Киноцентра очень хороший вкус, отличные уютные домашние зальчики и – что немаловажно – лучшая цена на билеты.
Вообще приходишь туда, как к себе домой. С этим кинотеатром у меня связано очень много хороших воспоминай ) Там были первые свидания (а я уже взрослая дама). Была история ... Как-то раз вышла из кинотеатра после просмотра фильма, была одухотворена увиденным и хотела обсудить все это, так сказать, с молодым человеком, с кем я была на просмотре. А он не понял фильм, мы поругались прямо в кинотеатре и больше не виделись. Вот так закончился роман, который не успел начаться. У меня есть подруги киноманы, с которыми мы утром встречаемся, идём на фильм в «Соловей», а потом завтракать ) И это уже у нас ритуал ,честно, уже не представляю свои походы в кино без «Соловья»!
Борис Хлебников, режиссер
После того, как мы всем киносообществом просрали это здание – а это случилось, когда оттуда был вынужден съехать Музей кино – мне его уже совсем не жалко, если честно. А в Музее кино на Красной Пресне я провел всю юность, и по отношению к нему у меня самые теплые воспоминания. И сейчас мне дико жалко, конечно, что мои дети не могут туда попасть. А тот факт, что Музей кино переехал на ВДНХ, но с другими людьми и без Наума Клеймана, только усугубляет положение.
С другой стороны, в какой-то момент в Киноцентре сидела кинокомпания «Коктебель», для которой я снимал свои фильмы. По отношению к этому у меня присутствуют некие ностальгические чувства. Но вообще это, на самом деле, довольно страшное здание мне ни капли не жалко, и то, что оно сейчас будет руинировано, возможно, хотя бы положит конец всем его страданиям.
Роман Прыгунов, режиссер
Сейчас это довольно плохой кинотеатр, но с репертуарной политикой повторного фильма, поэтому польза, конечно, в нем есть. Когда-то у меня там приятеля одного убили – хозяина «Арлекино»: во всех новостях было. Застрелили показательно, днем, прямо на ступеньках перед входом. Так что, ну так себе воспоминания. Еще с обратной стороны, где Музей кино, одно время на четвертом этаже баня с проститутками была. Там еще студия у моего друга Мазаева рядом – я у него часто бываю, поэтому видел.
Илья Миллер (кинокритик, главный редактор Kinomania.ru)
В Киноцентре на Красной Пресне (предпочел бы уйти от названия «Соловей») я бывал несчитанное количество раз – особенно часто в те годы, когда там квартировался Музей кино, по несколько раз в неделю. Большая часть этих походов проходила достаточно однообразно и ограничивалась просмотром различного рода кинокартин. Поэтому мне больше запомнился тот раз, когда посещение этого места не завершилось просмотром кино, что было редкостью. Когда я работал в независимой кинопрокатной компании, у нашего руководства возникли подозрения, что кинотеатры обманывают нас и не делятся прибылью от билетов в оговоренных пропорциях 50/50. В связи с этим все сотрудники компании на ближайших выходных должны были выступить в роли проверяющих. Нам выдали доверенности и проинструктировали, что делать. Мне достался Киноцентр, и в воскресенье вечером я просунул в окошко кассы свою доверенность, сказал, что я из такой-то компании, и мне выдали корешок с проданным количеством билетов на ближайший сеанс нашего фильма. Затем я пошел к тому залу, где он демонстрировался, представился бабулям-контролерам, занял выгодную позицию на диване и приготовился считать зрителей по головам. Их число должно было соответствовать информации из кассы, в ином случае возникли бы проблемы. Так как компания была независимая, фильм шел в одном из небольших залов, все билеты в него были распроданы, и насчитать мне надо было человек 20-25. По мере приближения времени сеанса бабушки все заметнее нервничали, хоть зал и заполнялся постепенно. Когда сеанс стартовал, до полной квоты не хватало троих-четверых человек, и на моем лице уже невольно играло торжествующее выражение «Держи вора». Спустя еще несколько минут восторжествовали уже билетерши, увидев в опустевшем холле Киноцентра веселую компанию, груженую бутылочками шампанского Asti и ведрами попкорна, пытающуюся найти свой зал. Проверив билеты и запустив опоздавших, бабушки назидательно озвучили мне свой вердикт: «Другого зрителя у нас для вас нет!». Вот этот исключительно человеческий фактор всегда сильно ощущался в киномуравейнике на Пресне, и именно его будет остро не хватать в случае исчезновения с карты Москвы.
Илья Максимов, режиссер
Киноцентр – это прекрасное место. С ним связана моя молодость, я там прекрасно проводил время. Было классно. Хотя здание само было достаточно холодным. Там был Музей кино, в котором было много небольших залов, где все время показывали фильмы старинные и не только. В нем была очень грамотная политика именно подбора кинопрограмм. Всегда были полные залы. Это очень важный был момент образовательный, даже, я бы сказал, самообразовательный для большинства молодых людей моего поколения. Туда ходили смотреть фильмы, знакомиться с искусством. А потом, к сожалению, так произошло, что закрыли все эти замечательные залы.
Мои истории, связанные с Киноцентрам все хулиганские – это было хулиганское время, 90-е года, время свободы, мы пили портвейн, ходили в кино – это было прекрасно. В том виде в каком он был, вряд ли его уже откроют.
Я думаю, что снесут его и на его месте откроют какое-то коммерческое заведение, но одновременно с киноцентром. Так же, наверное, произойдет и с Домом кино, который на Брестской. Мне кажется, его тоже как-то надо переформатировать. В том виде, в котором он сейчас находится, это не очень прикольно все: старый зал, плохая проекция.
Еще в Киноцентре были ужасные ночные клубы. Мне повезло в них быть – отвратительное место. Так что, мне кажется, снести надо к чертовой матери это здание побыстрее и построить там что-нибудь хорошее, какой-нибудь Дворец кино, Дворец кинофестивалей. Я за то, чтобы были большие залы с большими экранами. Если там сделают большой зал с огромным экраном, который будет больше, чем сейчас – я за. А если вообще там к кино не будет никакого отношения, то я против.