Как помнят зрители двух предыдущих «Гоголей», начавший как писарь, но доросший до должности дознавателя Николай Васильевич (Александр Петров) погиб в результате стычки с Вием. Между тем главный антагонист, загадочный Темный Всадник, угробив очередную серию деревенских девушек, позарился на дворянку Елизавету Данишевскую (Таисия Вилкова). Поскольку Лиза испытывала романтический интерес к Гоголю, а тот отвечал ей тем же, главному герою, разумеется, придется воскреснуть — и не ему одному.
«Гоголь» — масштабный проект, затеянный продюсером Александром Цекало. Изначально это вроде как многочастный телефильм, который решили выпустить в широкий прокат тремя сериями. Позже, говорят, полную версию «Гоголя» покажут на ТВ-3 в виде телесериала, причем эпизодов будет в общей сложности восемь — то есть на два больше, чем в киноверсии (каждый из трех полнометражных фильмов разбит на две главы). Этой возней с форматами, наверно, и объясняется некоторая фрагментарность «Гоголя»; в фильмах отдельные сюжетные ветки кажутся обособленными, не имеющими тесной связи с основной сюжетной линией.
Для российского телевидения «Гоголь» — явление практически беспрецедентное: богатый сериал, снятый, с одной стороны, с юмором, с другой — с оглядкой на «Сонную лощину» Бертона и прочую туманную и красивую готику. На большом экране разглядеть огрехи в работе гримеров и CGI-специалистов, конечно, гораздо проще. «Страшная месть», впрочем, не дает аудитории заскучать и начать изучать детали. Поскольку это финальный фильм, в него постарались упихать как можно больше внезапных сюжетный поворотов и сюрпризов. Вам не просто сообщат, кем на самом деле является Темный Всадник, но и подробно расскажут, как этот персонаж дошел до такой жизни (интриг и измен в этой отдельно взятой истории ничуть не меньше, чем в двух предыдущих «Гоголях» вместе). Все заинтересованные узнают, какая тайна связана с появлением самого Николая Васильевича на свет; более того, на экране вновь появится следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков), вроде как погибший в первой картине.
Кстати, именно из-за отсутствия Гуро вторая лента («Вий») показалась отдельным зрителям излишне серьезной. Чтобы разглядеть серьезность в любом из «Гоголей», нужно очень постараться, но придется признать, что возвращение персонажа Меньшикова (он увлеченно таращит глаза, строит рожи и в конечном счете оказывается не тем, кем представляется) действительно оживляет третий выпуск. Не то чтобы «Страшная месть» нуждается в таком оживлении: это самый укомплектованный фильм франшизы не только с точки зрения плоттвистов, но и в плане экшена. Сражения на мечах, народные бунты, девочка, управляющая воронами и соломенной куклой — чего тут только нет.
В общем, «Страшная месть» — вполне достойное завершение диковатого, но по крайней мере не стыдного сериала. Если раньше еще оставались вопросы, касающиеся решения выпустить все три фильма в прокат, к третьей картине стало ясно: «Гоголю» хватает зрелищности для того, чтобы привлечь аудиторию к большим экранам. Проблема только в том, что качественная (сравнительно) картинка абсолютно не оригинальна. Кино, снятое по мотивам произведений классика русской литературы, вышло похожим не только на «Сонную лощину», но и на множество других известных мистических хорроров и фэнтези-лент; Темный Всадник и вовсе заставляет вспомнить злодеев из компьютерных ролевых игр 20-летней давности. Ну, ничего, финал «Страшной мести» дает понять, что у авторов есть идеи для сиквела: Гоголь, видимо, войдет в Лигу русских писателей и будет сражаться со злом вместе с Пушкиным и Лермонтовым. Может, наследие сразу трех классиков позволит сгенерировать для продолжения свежие идеи и создать оригинальные образы.