В 1945 году, в день летнего солнцестояния, где-то на Сахалине сталкиваются три персонажа: Пахан, Моряк и Салажонок. Дело оборачивается короткой перестрелкой: каждый из героев уверен, что остальные погибли. Спустя полвека отголоски этой встречи переплетаются в судьбах, вовлеченных в нее людей, соединяя Сахалин с тремя портовыми городами — Санкт Петербургом, Севастополем и Кейптауном.
Режиссер и сценарист Александр Велединский часто обращается в своих работах к мужской аудитории, помещая персонажей в ситуации, связанные с армией/войной, криминалом или разборками со спецслужбами. Впрочем, иногда находя в них место и более лирическим персонажам с претензией на неустроенную интеллигентность — например, таким, как Виктор Служкин из его предыдущей картины «Географ глобус пропил». Новый фильм Велединского «В Кейптаунском порту» не становится исключением: это тоже очень «мужская» история, в которой есть место бандитам, военным, морякам и сентиментальности, а ее основой становится эпическая байка, похожая на изобретательный тост на ностальгическом застолье.
Источником вдохновения для Велединского послужили любимая песня отца режиссера и реальная история, рассказанная им. Места становятся такой же важной частью повествования, как и герои, среди которых Велединский не выделяет главных, свободно «перепрыгивая» с одной линии на другую, и переплетая их с мыслями о добре и зле, правде и лжи, боге и судьбе.
Первое, на что хочется обратить внимание — это хорошо подобранный актерский состав в лице опытных актеров Владимира Стеклова, Сергея Сосновского, Юрия Кузнецова и Александра Робака, постоянного «талисмана» режиссера. Отдельно стоит отметить Евгения Ткачука, чье амплуа складывается из ролей чувствительных гопников («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Зимний путь»). Здесь Ткачук предстает в немного неожиданном образе вынужденного стать киллером математика, которому также свойственны колебания между мягкостью и дерзостью.
Удачная команда и тщательно продуманная история, где все сюжетные линии продуманы и доведены до конца, могли бы стать рецептом хорошим жанровым кино, но фильм упирается в значительную проблему, которую Велединскому не удается разрешить. Сценарий слишком завязан на тексте: все детали проговариваются в диалогах, зачастую настолько концентрированно, что за ними сложно следить. Большое количество персонажей и хитрые соединения их жизненных путей должны в итоге сложиться в целую мозаику, приправленную диалогами с заявкой на будущие цитаты, правда, не всегда остроумными. К тому же, они слишком перегружены: очень тяжело серьезно воспринимать поучительные философские ремарки героев и при этом помнить, кто кому кто в запутанном сюжете. Некоторые шутки доходят до зрителей слишком поздно — в это время нужно следить уже за следующим сюжетом. Кейптаунская линия, в которой за наследство одного из героев борются его многочисленные потомки, могла бы стать сюжетом для отдельного фильма.
Фильм оставляет впечатление немного старомодной, хотя и симпатичной работы, которой пошло бы на пользу быть немного менее «разговорчивой» и более динамичной визуально. Нелинейная структура заставляет вспомнить о «Криминальном чтиве» и «Вавилоне», и сама головоломка явно рассчитана на то, что зритель будет смотреть картину несколько раз. Но вот захочется ли ему это делать? Впрочем, что-то еще может измениться. Версия, показанная на фестивале «Окно в Европу», не является окончательной, хотя работа над фильмом идет уже более трех лет.
«В Кейптаунском порту» должен выйти в прокат в следующем году.