У 15-летних уроженцев Корка Конора МакСвини (Алекс Мёрфи) и Джока Мёрфи (Крис Уолли) много общего. Оба растут в неполных семьях, испытывают проблемы с родителями и имеют самые туманные перспективы на будущее. Положение меняет крупнейшая в истории Ирландии наркооблава, во время которой переворачивается судно с 61 мешком кокаина. В новостях поговаривают, что полиция не досчиталась одного из них. Герои прикидывают, что нужно всего-то угнать два велосипеда, проехать на них 160 километров и вуаля: все международные атрибуты долче виты от английского дворецкого до личной армии наложниц станут явью. Так, не отличающиеся сообразительностью Джок и Конор отправляются на поиски сокровища.
Полнометражный дебют Питера Футта наделал много шума в англоязычных странах, а на Изумрудном острове и вовсе стал феноменом. Роуд-муви, история взросления и молодежная комедия — формула выглядит проще некуда, однако именно на ее основе «Хулиганье» вошло в топ местного бокс-офиса. Еще ни один ирландский фильм не покорял в домашнем прокате отметку в 1 миллион евро сборов быстрее, чем комедия Футта.
Уже при прочтении синопсиса разум атакует несгибаемое ощущение дежа вю: что же здесь невиданного? Два несовершеннолетних обалдуя крутят педали навстречу приключениям, гротескным персонажам вроде свихнувшегося на велосипедных кражах полицейского (Доминик Макхейл) или вооруженного гвоздезабивателем драгдилера с ограниченными возможностями (П. Дж. Галлахер) и личностным конфликтам, после которых они всенепременно повзрослеют. Идея совсем не новая, но в руках Футта к ней добавляются свежие элементы, чувство меры и жанра. Постановщик еще не успел набить трудовые мозоли, традиционно сопровождающие обладателей обширной фильмографии, но отлично понимает, как должна работать его история, куда и, что еще важнее, когда двигаться дальше. Персонажи обаятельны, диалоги отлично прописаны, а гэги радуют не только разнообразием (тут и ситуативные шутки, и нетребовательные сортирные миниатюры, и достаточно редкий в наших краях ирландский юмор, и разнокалиберные отсылки), но и качеством. Не хотелось бы использовать застиранное от частого употребления слово «химия», но у трио Уолли, Мёрфи и его экранной матери Хилари Роуз этого добра точно навалом. Даже детали вроде саундтрека сидят на «Хулиганье», как перчатка. А уж красоты провинции Манстер заставляют на всякий случай мониторить цены на билеты до Корка.
Баланс Футта заметен не только в аранжировке, но и в том, как режиссер чувствует своего зрителя. Фильм изо всех сил старается не перегрузить каким-либо элементом: запоминающиеся ванлайнеры сменяются короткими зарисовками о домашнем насилии, неторопливые сентиментальные эпизоды беззаботности и «сиюминутности» юношества чередуются с экшн-моментами. И так весь фильм: только что Футт шутил об отношении молодежи к истории (парни уверены, что Ирландию основали Святой Патрик и Святая Бригитта), а теперь уже подкидывает бревна в разрушенный домашний очаг. Бескрайние луга уступают место Дикому Атлантическому пути, а тот в свою очередь — маленьким прокуренным кухням, где разговаривают на повышенных тонах без лимита на обсценную лексику. Компактно и по-ирландски прямолинейно.
«Хулиганье» уже пару лет гуляет по фестивалям и кинотеатрам разных стран, и за это время продемонстрировало не только умение ловить момент и награды, но и потенциал. В феврале этого года был запущен одноименный сериал. Судя по тому, что BBC уже объявило о съемках второго сезона, рейтинговые показатели у Конора и Джока — самые оптимистичные. Чистая актерская химия и никакой эксплуатации лепреконов, клевера, ИРА и прочих ирландских киносувениров.