1960-е годы, провинциальный венгерский городок, живущий обувной фабрикой. Тихого мужчину Акоса сажают в тюрьму за убийство знакомой — он сознается в содеянном, и, несмотря на несостыковки в рассказанном им истории, следователи закрывают дело. Спустя семь лет в городе начинают находить женские трупы, полиция взбудоражена, а неожиданное предложение молодого следователя связать происходящее с делом Акоша воспринимается в штыки.
Венгерский сценарист и режиссер Арпад Шопшитш на протяжении всей карьеры затрагивает социальную тематику. В «Отверженных», одном из самых заметных своих фильмов, режиссер рассказал об осиротевшем мальчике, изо всех сил сопротивлявшемся приютским порядкам. В предыдущей работе, мрачной драме «Седьмой круг», Шопшитш снова поднял тему подростков, оставшихся без родителей (в этот раз скорее просто не обращающих внимания на собственных детей). Шопшитш фокусируется на проблемах венгерского общества, и снятый после семилетней паузы «Монстр из Мартфю» не стал исключением.
Новый фильм постановщика — нуарная криминальная драма о серийном маньяке, в основу которой легли реальные события. Сначала действие развивается по привычной жанровой схеме: убийца нападает на одиноких молодых женщин в безлюдных местах, следователи пытаются его найти. Однако позже Шопшитш вводит новую переменную, добавляя политический контекст. Когда выясняется, что за решетку мог попасть невиновный, властная структура начинает тормозить расследование, потому что не может признаться в собственных ошибках.
Мир, в котором живут герои «Монстра из Мартфю», мало пригоден для поиска справедливости, и порядок в нем устанавливает система, ищущая безответных жертв. Убийца ради своего удовольствия превращает женщин в расходный материал, но так же поступает для своих целей и полиция: к смертной казни приговаривают человека, неспособного даже внятно рассказать о преступлении, в котором его обвиняют. Маньяк продолжает убивать, потому что не может получить сексуальное удовлетворение. Система тоже импотентна, потому не может добиться правосудия, предпочитая обходиться поисками козлов отпущения. Все это приводит к большему количеству жертв. Шопшитш подчеркивает обыденность жестокости, с которой приходится сталкиваться всем персонажам и, в особенности женщинам. Фильм не слишком старается нагнетать напряжение во время каждого из убийств, фокусируясь на том, как легко очередная жертва превращается в мертвое тело, которое сперва изуродуют, а потом выбросят на обочине.
Итоговой идеей для режиссера становится тупиковость происходящего: размышляя на тему бесчувственной бюрократии и властной иерархии, Шопшитш мало верит в то, что жизнь людей внизу этой структуры действительно сможет измениться к лучшему. Роль оптимиста доверена молодому следователю, который старается найти решение всеми силами, однако победителем из схватки никто не выйдет.
Показ фильма пройдет 7 апреля в 17:00 в кинотеатре «Каро 11 Октябрь». Билеты можно приобрести здесь.
Врешь,засранец,не уйдешь,
Коль меня не тра-ля..ешь!