Михаил Моркин — о двух фильмах, вошедших в основной конкурс Берлинского кинофестиваля: антивестерне с Робертом Паттинсоном и Миа Васиковской и байопике о Сергее Довлатове.
«Девица»/ Damsel
Реж. Дэвид Зеллнер, Натан Зеллнер
Основной конкурс
Дикий Запад. Обеспеченный простофиля Сэмюэль Алибастер (Роберт Паттинсон) отправляется на поиски похищенной возлюбленной Пенелопы (Миа Васиковска). Горе-пионер планирует не только вызволить девушку из плена, но и сразу обрадовать подарками: спаситель подготовил пони по кличке Ириска, песню о любви к Сладкой булочке и обручальное колечко. Алибастер настолько уверен в своей удаче, что нанимает в поездку алкаша-лжепроповедника (Дэвид Зеллнер), чтобы тот сразу же узаконил перед богом его союз с Пенелопой.
В своем предыдущем фильме «Кумико, охотница за сокровищами» братья Дэвид и Нэйтан Зеллнеры рассказали о японке, которая, просмотрев «Фарго», поехала в Миннесоту искать несуществующие сокровища, спрятанные в снегу вымышленным Стивом Бушеми. В их новой ленте еще больше эксцентрики и абсурда. Братья переворачивают вестерновские клише вниз головой: главный герой — идиот, дева в беде (к этому приевшемуся тропу отсылает название фильма) в спасении не нуждается, индеец говорит на современном английском. Юмор постмодернистского вестерна ближе к «Мертвецу» и работам братьев Коэнов, и возникает не легкими вспышками, но буквально взрывами на протяжении двух часов.
Чувство юмора, странноватые персонажи и жанровые эксперименты Зеллнеров не всем придутся по душе (в Берлине фильм даже попытались забукать), однако понять, ваше это кино или нет, можно быстро: «Девица» открывается сценой-прологом — оммажем к беккетовской пьесе «В ожидании Годо» — в котором пожилой проповедник (Роберт Форстер в запоминающемся камео) и вышеупомянутый имитатор бесконечно ждут дилижанс. Если вас захватит эта короткометражка внутри фильма, то дальше будет только лучше.
«Довлатов»
Реж. Алексей Герман мл.
Основной конкурс
1971 год. Оттепель закончилась. Писатель Сергей Довлатов бродит по ноябрьскому Ленинграду, захаживает в редакции, где его просят писать духоподъемные истории, брать интервью у поэта-метростроевца и сочинять прославляющие советских нефтяников стихи, ходит на творческие вечера в коммуналках и гуляет с дочкой, для которой никак не может найти куклу. Несмотря на талант Довлатова упорно не хотят печатать, а сам он никак не может дописать роман.
Как и ожидалось, Алексей Герман-младший не стал снимать традиционный байопик о становлении писателя. Вместо этого он предлагает окунуться в несколько дней из его жизни и проникнуться атмосферой. Ноябрь 1971 года выбран неслучайно: именно тогда Довлатов и Иосиф Бродский все еще оба жили в Петербурге, а знаменитый поэт — важнейший для Германа персонаж фильма. Именно в разговорах Бродского и Довлатова проговариваются основные темы картины.
На главную роль Герман позвал серба Милана Марича, известного у себя на родине в основном по театральным работам. Марич не только удивляет портретным сходством, но и органично передает черты довлатовского лирического героя: робость и твердость, ироничность и грусть, наблюдательность и чуткость. Впрочем, образ Довлатова получился во многом и благодаря Александру Хошабаеву, который переозвучил Марича. Главного исполнителя Герман окружил известными актерами, среди которых — Данила Козловский, Артур Бесчастный, Антон Шагин, польская актриса Хелена Суецка, сыгравшая Елену Довлатову, и Светлана Ходченкова и Елена Лядова в важных, но эпизодических безымянных партиях.
«Довлатов» похож на сон, где все не совсем реально, герои то появляются, то исчезают, а весь призрачный Ленинград окутан дымкой. Фильм-фантазия, фильм-ощущение, который не рассказывает ничего нового о Довлатове, но позволяет проникнуться эпохой, прочувствовать проблемы того времени и побывать в компании приятных людей, многие из которых так и не успели добиться признания при жизни.