НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Жизнь как чудо: 4 полнометражных фильма Жако ван Дормаля

    , 1

    С 21 по 23 февраля в семи городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Екатеринбурге, Сургуте и Калининграде пройдет ретроспектива Жако ван Дормаля. В связи с этим Дмитрий Молчанов вспомнил все четыре полных метра знаменитого бельгийца.

    «Тото-герой»/ Toto le héros, 1991

    Тома (Мишель Буке) доживает свой век в тихой богадельне, однако спокойной его жизнь не назовешь: с самого детства ему кажется (да что там кажется — он уверен!), что его собственную судьбу украли еще во младенчестве. Тома вбил себе в голову, что, когда родители и медперсонал впопыхах выносили детей из горящего роддома, его перепутали с другим мальчиком, совершив подмену. Так он попал к «другим» родителям, в «другой» дом и зажил «другой», не своей, жизнью. А тот, кто похитил его собственную жизнь, живет по соседству: этого мальчика зовут Альфред, он сын богача, и его семья прямо или косвенно повинна во всех бедах Тома — от мелких обид и неприятностей до гибели отца и любимой сестры. И теперь, на склоне лет, Тома все еще жаждет мести: сбежав из дома престарелых, он отправляется на поиски Альфреда...

    С дебютным полным метром, снятым в 34 года, ван Дормаль выиграл в Канне «Золотую камеру» и, в общем, довольно громко заявил о себе. С одной стороны, «Тото-герой» не производит впечатление новаторской картины (целая галерея образов и способ нарратива перекочевали сюда из короткометражки ван Дормаля È pericoloso sporgersi, вышедшей в 1984 году). С другой — трудно представить себе какого-нибудь, скажем, Гондри без «Тото-героя» в багаже посмотренных (и любимых) фильмов. У «Тото» — все плюсы и минусы яркого дебюта: это и свежесть идей, и обычное в подобных случаях стремление вложить в первую работу буквально всё, что созрело за годы вольной и невольной подготовки к ней. Но, снимая первый фильм как последний, ван Дормаль не только повторяет достижения и симпатичные ошибки самых эффектных дебютов в истории кино, но и декларирует свое отношение к жизни: чудом выжив после тяжелейшей родовой травмы, режиссер, по его собственному признанию, воспринимает свою участь как некий прекрасный и как бы незаслуженный дар. В этом свете идея «Тото» — погоня за собственной судьбой и сомнение в том, что ты живешь своей жизнью, а не чьей-то чужой (а твою собственную судьбу кто-то беззастенчиво присвоил) — представляется стройной и логичной. Несколько мешает воспринимать ее таковой без упомянутого бэкграунда невероятная плотность повествования (особенно в первой половине картины), но от этой аритмии ван Дормель так никогда и не избавится, так что и ее можно записать в составляющие творческого метода.

    «День восьмой»/ Le huitième jour, 1996

    Бизнес-коуч Гарри (Даниэль Отой) в дождливую ночь подбирает на шоссе Жоржа (Паскаль Дюкенн) — молодого человека с синдромом Дауна, сбежавшего из интерната. С этого момента жизнь обоих, как принято в подобных духоподъемных историях о неожиданной дружбе, начнет меняться. Гарри (разведенному, работающему по инерции и безуспешно пытающемуся организовать общение с двумя дочками), кажется, только и нужна была возня с беспокойным, требующим внимания и особого отношения к себе большим ребенком, а Жоржу, четыре года назад потерявшему мать, не хватало человека, которого он мог бы назвать своим другом.

    «День восьмой» получил в Канне актерский приз: его разделили Даниэль Отой и Паскаль Дюкенн — профессиональный актер с синдромом Дауна и артист-талисман ван Дормаля (его персонаж в «Тото-герое», согласно представлению юного протагониста, родился в стиральной машине). Пожалуй, актерские работы — главное, что по-настоящему запоминается во втором фильме бельгийца. В остальном «День восьмой» — самый простой его фильм и, пожалуй, заслуживающий наименьшего внимания. Это вполне жанровое кино, которое в худшие моменты выглядит как душераздирающая, по-голливудски сентиментальная слезовыжималка, а в лучшие — как поэтическое (ван Дормаль — безусловный поэт-формалист, мало кто так навязчиво рифмует эпизоды и отдельные кадры) посвящение человеческой уникальности, чужести, приправленное отсылками к, например, «Франкенштейну» Джеймса Уэйла, а в финале — к «Кинг Конгу». И вдобавок — это немаловажное автобиографическое высказывание для ван Дормаля, который до того, как всерьез заняться кино, работал клоуном и профессионально режиссировал представления для детей. Безжалостная развязка и очевидная манипулятивность невольно вызывают в памяти снятую четыре года спустя «Танцующую в темноте», но картины эти, конечно, разного порядка.

    «Господин Никто»/Mr. Nobody, 2009

    9 февраля 2092 года едва живому старику со странным именем Немо Никто (Джаред Лето) исполнилось 118 лет. (Сам Ван Дормаль, как нетрудно догадаться, родился именно 9 февраля.) Именинник — последний человек на Земле, который умрет от старости: все остальные обзавелись персональными... свиньями для обновления стволовых клеток и, стало быть, обретения квазибессмертия. Из угасающей жизни Немо сделали реалити-шоу, а колоритный психиатр с татуированной физиономией пытается втолковать вроде как уже выжившему из ума старику, что тому не 34 года, а на дворе — не 2009-й. Но старик Никто — вовсе не сумасшедший и не маразматик: просто его сознание (и восприятие жизни в целом) отличается от условно нормального. Однажды, еще в детстве, он вынужден был выбирать, с кем из расставшихся родителей остаться, и необходимость жестокого выбора сделала для Немо равноправными все возможные варианты развития событий. В итоге пробравшийся в палату к старику журналист получил бесценный рассказ о как минимум трех, не считая частностей, параллельных жизнях одного человека (с тремя разными женами) — несколько раз умиравшего, жившего в разных мирах, побывавшего на Марсе, преподававшего теорию суперструн и в то же время бродяжничающего, словом — поневоле неоднократно переменившего участь.

    Перемена участи и муки выбора — больные темы для ван Дормаля, но в «Господине Никто» он довел их до невозможного, немыслимого абсолюта. 13 лет работы над картиной, 9 лет непосредственно сьемок и, похоже, вся сознательная жизнь размышлений о том, как бы все повернулось, прими ты однажды иное решение, сыграли с постановщиком неоднозначную шутку: как любое слишком личное высказывание, «Господин Никто» вышел из-под режиссерского контроля. Одни видят в этом достоинство фильма, другие — губительный недостаток, но равнодушных к ленте зрителей, пожалуй, не найти, и это само по себе уже достижение. Разумеется, «Господин Никто» — не мелодрама о, выражаясь пошло, развилке на жизненном пути, и не формалистская сомнамбулическая фантазия: все это уже снимали до ван Дормаля (см. «Осторожно, двери закрываются» и «Наука сна» соответственно). Это глубокое и тревожное кино о причудливом устройстве человеческого разума (который, как гласит поговорка, ногам покоя не дает). Однако «Господина Никто» делает уникальным даже не исследование этого самого устройства (где-то чересчур дотошное), а зрительское осознание того колоссального усилия, благодаря которому эта картина появилась на свет. Похожее впечатление производит, например, копполовский «Апокалипсис сегодня» — возможно, не лучший в мире фильм о войне и природе насилия, но, наверное, самый грандиозный и запоминающийся.

    «Новейший завет»/ Le tout nouveau testament, 2015

    Бог (Бенуа Пульворд) есть, и он живет в трехкомнатной квартире в Брюсселе с женой (Иоланда Моро) и дочерью (Пили Груан). Тип он крайне неприятный, жену и дочь терроризирует вечными (ну а какими же еще, в его-то случае) капризами и в целом ведет себя как редкостный засранец. Все это в один прекрасный день выводит из себя его дочь Эю — получив пару ценных советов от всем хорошо известного брата, девочка сбегает из квартиры-тюрьмы во внешний мир (через стиральную машину!), а перед этим, словно какой-нибудь Ассанж, сливает человечеству точные даты смерти каждого из ныне живущих людей. Среди прочего прощальная «пакость» Эи приводит к добровольной взаимной заморозке всех военных конфликтов, и папа девочки лишается своего главного развлечения — наблюдать, как люди вдохновенно истребляют друг друга «во имя Господа». Однако поступок девочки завел человечество еще дальше, и, кажется, даже ее родитель уже не в силах повернуть ход событий вспять.

    Чего у ван Дормаля не отнять, так это чувства юмора: оно услужливо и спасительно вторгается (иначе и не скажешь) в повествование в самые нужные моменты — когда начинает казаться, что очередная сцена вот-вот рухнет под собственной тяжестью и величайшей ценностью. «Новейший завет» — самое смешное кино бельгийца, что, однако, не отменяет его серьезности. Возможно, именно с четвертой попытки ван Дормаль на ощупь отыскал идеальный баланс между глубиной высказывания и легкостью донесения этой глубины до зрителя. Здесь нет тяжеловесных философских конструкций «Господина Никто», бешеного, аттракционного монтажа «Тото-героя» и эмоционального терроризма «Дня восьмого». Оказалось, что и без всего этого можно рассказать важную историю — например, как умный и не лишенный изящества анекдот. В порядке хохмы ван Дормаль весело цитирует мировой кинематограф целыми пластами — в диапазоне от «Сталкера» и «Сияния» до того же «Кинг Конга» и «Макс, моя любовь». Не забывает режиссер и о собственных переходящих образах, заимствуя их из предыдущих лент (ту же стиральную машину из «Тото-героя», например). «Новейший завет» в этом смысле видится картиной не только легкой, но при этом и в некотором роде итоговой, подведшей черту под полноценным этапом творчества. Тем интереснее узнать, что же Жако ван Дормаль, снимающий редко, да метко, придумает дальше.

    другие Подборки

    35 лет назад вышли «Невероятные приключения Билла и Теда» с молодым Киану Ривзом. По такому случаю Дмитрий Соколов вспомнил еще несколько культовых комедий 80-х (и да, это список без «Назад в будущее» и «Охотников за привидениями»!).

    50 лет назад — 2 февраля 1974 года — вышел «Уличный боец», один из самых известных японских боевиков с участием легендарного актера и бойца карате Сонни Тибы. По такому случаю Дмитрий Соколов вспоминает другие фильмы мастера.

    80 лет назад вышла «Спасательная шлюпка» Альфреда Хичкока, ставшая образцом минималистичного триллера о борьбе за выживание. Дмитрий Соколов вспоминает хичкоковскую классику и снятые под ее влиянием фильмы о вражде в изоляции.

    КОММЕНТАРИИ 1
    Пропустил я Новейший Завет.Спасибо за материал)

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.