«Убийство в Восточном экспрессе» — один из самых известных детективов Агаты Кристи, поэтому немного удивительно, что этот роман до сих пор не оброс многочисленными экранизациями. Многие знают киноверсию Сидни Люмета 1974 года, кто-то, возможно, вспомнит пару телепроектов, и на этом, собственно, все. Теперь за «Восточный экспресс» взялся известный знаток Шекспира Кеннет Брана — у него получилась, пожалуй, самая зрелищная экранизация Кристи за всю историю кино.
Бельгиец Эркюль Пуаро (сам Брана) по стечению обстоятельств становится пассажиром роскошного поезда, следующего из Константинополя в Кале. Почти сразу же к нему обращается за помощью один из попутчиков, сомнительный тип по фамилии Рэтчетт (Джонни Депп), убежденный в том, что его хотят убить некие мафиози. Пуаро отказывается защищать нечистоплотного гражданина. На следующий день поезд застревает в снежном завале, а Рэтчетта находят убитым.
Люди, испытывающие хотя бы минимальный интерес к детективам, наверняка и сами помнят, за что и от кого досталось персонажу Деппа. Работая над фильмом, Брана это учитывал, и потому постарался сделать из «Восточного экспресса» настоящий блокбастер — зрелищный, стильный, яркий, пускай и отчаянно несовременный. Отсюда и многочисленные звезды (не каждому заслуженному актеру достался яркий персонаж, скажем, Пенелопа Крус и вовсе исполняет эпизодическую роль, но это уже частности), и шикарные виды, заслуживающие отдельной фотовыставки. Брана регулярно выгоняет пассажиров на свежий воздух, поскольку как бы ни старались художники по декорациям и оператор Харис Замбарлукос, ранее уже неоднократно работавший с Кеннетом, интерьеры все равно блекнут на фоне заснеженных гор; в одной из сцен Пуаро совершает прогулку по крыше состава.
Но пейзажей и яркого актерского ансамбля Бране мало — в фильме имеется еще и погоня с какой-никакой перестрелкой. Понятно, что экшн в данном случае не сравнится с «Взрывной блондинкой», но динамизма он добавляет. А также позволяет разглядеть основную проблему фильма: Кеннет уж слишком старается удивить, чересчур увлекается внешними деталями, способными впечатлить зрителя, и в результате топит в них и историю, и характеры. В итоге расследование получается куцым (зритель может предположить, что некоторые выводы Пуаро сделал благодаря телепатическому таланту), а усы Эркюля оказываются персонажем более ярким, чем герои, доставшиеся Уиллему Дефо, Дереку Джекоби и Сергею Полунину. По крайней мере, мы узнаем, что к растительности на лице Пуаро относится с любовью и нежностью — и даже защищает ее с помощью особого чехла, когда ложится спать.
Разумеется, при таком режиссерском подходе лента просто не могла обойтись без оглушительно «драматичного» финала — с истериками (в том числе в исполнении Браны) и отсылками к сюжету о Тайной вечере. Ровно в том момент, когда фильм дает ответы на вопросы (большинству, как отмечалось выше, и так давно известные), его становится трудно воспринимать всерьез. Зато практически от начала до конца новое «Убийство в Восточном экспрессе» остается хорошим зрелищем — что, конечно, не делает картину хорошим детективом.