Цесаревич Николай (Ларс Айдингер) готовится вступить на престол и стать императором Российской империи. Мать (Ингеборга Дапкунайте) подобрала ему удачную партию — немецкую принцессу Алису (Луиза Вольфрам), и вся империя готовится отпраздновать их свадьбу. Но Николая не волнуют ни царская жизнь, ни помолвка. Однажды он побывал на балете в Мариинском театре, где увидел танец балерины Матильды (Михалина Ольшанска). Беззаветно влюбленный в польскую красавицу Николай желает бежать с ней прочь от дворцовой суеты и сплетен. Но долг перед страной превыше чувств, и будущему императору придется сделать нелегкий выбор.
«Матильда» не имеет ничего общего с исторической действительностью, на что Алексей Учитель неоднократно указывал. Создатели хотели поведать «шекспировскую» историю о любви и долге в декорациях конца XIX века. Однако скандал, разразившийся вокруг «Матильды», на самом деле только усилил китчевость и нелепость этой сказки. Поэтому взгляды, которыми одаряет государь гордую и порочную балерину, приобретают новые смыслы на фоне всего сказанного до выхода картины.
Впрочем, Учитель и правда сильно проходится по образу царя Николая. В «Матильде» последний император предстает инфантильным маменькиным сынком, для которого роман с балериной — лишь подростковый бунт против «плохих» родителей. Николай прячется, как провинившийся школьник, от мамы и будущей жены, а на призыв образумиться и заняться государственными делами, истерично бросается в слезы, а то и в обморок. Учитель рисует портрет человека не на своем месте, слабого и просто жалкого. Но в конечном итоге «Матильда» перенимает все эти качества у своего героя.
Картина Учителя изобилует настолько несуразными и абсурдными сценами, что воспринимать ее всерьез (и тем более клеймить) просто не получается. Например, в какой-то момент в «Матильде» появляется злобный немецкий доктор (Томас Остермайер), который в перерывах между спиритическими сеансами испытывает на подопытных заключенных новые методы пыток. Одной из его жертв становится влюбленный в роковую Матильду поручик Воронцов, которого сыграл Данила Козловский. Кажется, будто эта линия случайно заскочила сюда из другого фильма, и при чем тут Николай — не понятно. Таких глупостей в «Матильде» полно и при соответствующем настроении Учитель дает множество поводов для насмешек, в частности тем, кто знаком с историей царской семьи.
Порочная Кшесинская сразит наповал не только царя, ею будут грезить буквально все персонажи фильма. А их в «Матильде» немало, и все сыграны так плохо, что многие сцены можно разбирать на цитаты. Чего стоят взгляды вездесущего Козловского, выглядывающего из каждого окна, или ужимки Евгения Миронова — балетмейстера, вечно подслушивающего под дверью «очень важные» разговоры. А пылкие чувства между Айдингером и Ольшанской, когда они за ручку пробегают под фонтаном, будто в клипах 90-х, буквально поражают воображение своей вульгарной безвкусицей.
«Матильда», вообще, потенциально кино из жанра «так плохо, что уже хорошо». И, пожалуй, единственно верное отношение к этому фильму — с улыбкой. Где еще увидишь настоящий эксплотейшн про царскую семью?