Когда разговор заходит о Пан Хочуне, рядом с именем постановщика зачастую красуется определение «самый гонконгский режиссер в кинематографе». Действительно, Гонконг играет в фильмах Хочуна не меньшую роль, чем ведущие актеры. Какой бы жанр ни избрал режиссер, город всегда просачивается в кадр. Стоит отметить, что кинематографист чувствует себя комфортно практически в любых жанровых рамках. Он начинал как сценарист и помощник режиссера, а его полнометражным дебютом стала криминальная комедия «Ты снимаешь, я стреляю», наполненная киноманскими гэгами и ситуативным юмором. Многим зрителям он известен душевными и любовными историями, например, трилогией об отношениях Черри и Джимми, последняя часть которой — «Любовь без подготовки» — была показана в рамках фестиваля «Creative Visions: Кино Гонконга 1997-2017» в Москве. Драма «Изабелла» была отмечена номинацией и наградой на Берлинском кинофестивале, а социальный хоррор «Дом мечты» не только живописует жилищно-финансовую проблему гонконгцев, но и заставит поежиться даже подготовленного зрителя. Останавливаться на достигнутом Пан не планирует: его следующий проект посвящен боевым искусствам.
Пан Хочун: Я никогда не учился в киношколе. Просто с детства очень любил смотреть кино, а однажды я увидел картину Джона Ву «Право на жизнь» и понял, что сам хочу снимать. Но сначала я решил стать актером. Много раз пытался поступить на актерский факультет, но меня никуда не принимали. И тогда девушка, с которой я тогда встречался, сказала: «Оглянись вокруг, в кино не берут людей с такой внешностью, как у тебя». Я прислушался к ней и решил найти в кино другой путь. Хотя Гонконг — маленький город, киноиндустрия в нем очень хорошо развита. И, например, раньше за год выпускалось около 70 фильмов, поэтому хорошие сценаристы были очень востребованы. Так что я написал сценарий и стал искать, куда его пристроить. Он понравился нескольким киностудиям, но я сказал, что продам его только с условием, что сам буду снимать по нему. Так, в 2001 году я снял свой первый фильм. На сегодняшний день я сделал 14 фильмов, и все они по моим собственным сценариям. На самом деле существуют разные пути стать режиссером. Самое главное — уметь находить людей, которые в тебя поверят и вложат деньги в твое кино. Поэтому, как я считаю, успешный режиссер должен уметь убедительно врать, чтобы получить деньги у инвесторов. Я даже даю советы киношколам и в Гонконге, и в других странах добавить в программу еще один предмет — «Как правильно врать, чтобы находить бюджет для своего кино».
Вопрос из зала: Можете привести пример, как вы сами обманывали ради получения финансирования?
П. Х.: Когда я планировал снимать мелодраму «Изабелла», то был известен как режиссер комедий. И своему будущему инвестору я сказал, что мой следующий фильм — тоже комедия. Он мне поверил, а я снял свое кино, драму про героя, который узнает, что у него есть дочь. Мне повезло, мой фильм взяли в конкурс Берлинского кинофестиваля, и мой партнер не остался на меня в обиде. Но я помню, как он после просмотра фильма повернулся ко мне и сказал: «Погоди, я же точно помню, что ты обещал снять комедию». Сейчас он — мой постоянный инвестор. Но чтобы заручиться его поддержкой в первый раз, мне пришлось соврать — если бы я сказал, что буду снимать драму, он не стал бы вкладывать средства. Конечно, когда у вас уже есть успешные проекты, вы можете получать деньги и без обмана. Но в любом случае вы должны осознавать свою ответственность перед партнерами — они тоже должны получить что-то взамен: деньги либо признание на фестивалях.
В.: Кто обычно выступает в качестве инвестора в гонконгском кино? Банки, частные инвесторы, государственные фонды?
П. Х.: Обычно деньги дают большие банки или корпорации. Есть и специальные фонды, которые поддерживают национальное кино. Но государственное финансирование — это очень длительная процедура. Фонды хотят быть уверенными, что твое кино принесет прибыль, делают тщательный анализ проекта. Но кто может заранее сказать, станет ли кино успешным или нет? Поэтому мы стараемся находить другие источники финансирования. Вкладываться в кино — большой риск, но зато есть шанс получить известность, пиар. Это является дополнительной ценностью для частных инвесторов, в отличие от банков и фондов, которым нужны только деньги. Поэтому ищите тех, кто хочет прославиться.
В.: Очень многие гонконгские режиссеры необычайно плодовиты. В частности, Джонни То снимает по паре фильмов в год, вы создали 14 картин за 17 лет. В чем секрет такой производительности?
П. Х.: Что касается лично меня, я быстро снимаю, потому что сам пишу сценарии, мне не нужно никого ждать. И потом, я всегда одновременно работаю над 4-5 историями. Когда у меня на руках несколько готовых сценариев, мы договариваемся с инвесторами и ведем работу параллельно — один фильм запускаем, второй параллельно разрабатываем. Нет простоя. Съемочный процесс у меня обычно проходит быстро. Например, картину «Любовь без подготовки», которую я сейчас привез в Москву, мы сняли за 15 дней. Пост-продакшн, если не брать в расчет компьютерную графику, в среднем длится около двух месяцев. Если нужно срочно — можем уложиться и быстрее. Мою вторую картину взяли на конкурс одного фестиваля, и у нас горели сроки. Мы закончили снимать 30 августа, а 11 сентября картина уже была полностью готова. Сумасшествие! (Смеется.)
В.: Вы предпочитаете работать с одной и той же съемочной командой? Насколько это упрощает процесс?
П. Х.: Да, я работаю со своей постоянной командой. Я всегда говорю, что снимать кино — это то же самое, что грабить банки. Вы же не пойдете на дело с незнакомыми людьми.
В.: Какие жанры вам больше всего нравится снимать?
П. Х.: Чаще всего я снимаю драмы и комедии, но сейчас я очень хочу сделать военный фильм. У меня уже 10 лет лежит сценарий, но я пока не нашел под него инвестора.
В.: Что бы вы посоветовали начинающим авторам? Как быстро и хорошо писать сценарии?
П. Х.: Обычно перед написанием сценария я трачу все свои деньги. Мне становится страшно, что я останусь в нищете и тут же начинаю быстро писать. На самом деле страх голода — главный стимул. Еще один совет — не останавливайтесь! Давайте себе задание каждый день писать по определенному количеству слов. Не настраивайтесь, что вы должны написать лучший в мире сценарий. Это добавляет вам стресса. Думайте так: сегодня я напишу тысячу слов, завтра напишу еще тысячу слов. Возможно, что на следующий день вы прочитаете и выкинете все, что вчера написали — это не страшно. Главное, не останавливайте процесс. Когда все закончите, вы уже сами увидите, где плохо и где что нужно поправить.
В.: Расскажите про актера Чим Сюй-мана, который постоянно играет в ваших фильмах. Как вы его нашли? Он и в жизни такой же эксцентричный?
П. Х.: Чим Сюй-ман работает в театре. Впервые я его увидел много лет назад, когда был маленький. Мне очень понравилась его игра, поэтому после спектакля я подошел к нему, познакомился и сказал, что, когда я стану режиссером, то приглашу его в свой фильм. Он тогда подумал, что я не очень дружу с головой. Что касается его образа в жизни — он, как и большинство характерных актеров, на самом деле очень тихий и скромный.
В.: Почему режиссеры из Гонконга так любят использовать slow motion в своих картинах?
П. Х.: Может, им кажется, что их фильм недостаточно длинный (смеется). Если серьезно, я думаю, что мы хотим сделать драматические моменты более красивыми. Героя расстреливают, а он не падает сразу, а как будто танцует (изображает падающего в замедленной съемке). Мы в детстве с братом часто репетировали такие сцены.
В.: Ваш любимый режиссер?
П. Х.: Стэнли Кубрик.
В.: Вы знаете российский или советский кинематограф?
П. Х.: Я очень люблю творчество Андрея Тарковского. В его фильмах есть невероятно красивые сцены. Особенно мне запомнился один эпизод, в котором туман как будто проникает в кадр. Я в одном своем фильме попробовал повторить эту сцену — пришлось задействовать 30 человек массовки.
В.: Что вас вдохновляет на создание новых картин?
П. Х.: Меня вдохновляет сама жизнь. Я люблю наблюдать за людьми на улицах, в кафе, в транспорте, подслушиваю чужие разговоры, ссоры. Очень часто это становится источником вдохновения для создания новой картины.
В.: В чем секрет успешного фильма?
П. Х.: Нужно уметь рассказывать интересные истории так, чтобы они были понятны всем. Даже если вы снимаете про космос, герои должны быть близки зрителям. Надо найти эмоцию, тему, которая бы зацепила аудиторию, заставила переживать за твоих персонажей.
9 сентября в Московской школе кино пройдет День открытых дверей – презентация долгосрочных программ, а также коротких курсов и интенсивов нового учебного года.
Фестиваль «Creative Visions: Кино Гонконга 1997-2017» будет проходить в Москве в кинотеатре «Горизонт» до 10 сентября.