Напарники-агенты Валериан и Лорелин (Дейн ДеХаан и Кара Делевинь) путешествуют в пространстве и времени, подначивают друг друга и, кажется, влюблены. Валериан — растяпа и якобы ловелас, Лорелин — умница, красавица и отличный пилот, но младше по званию. За бортом 28-й век, в опасности не вселенная, но исполинская космическая станция «Альфа», где загадочные пришельцы похитили командора (Клайв Оуэн). Строго говоря, станцию и населяют сплошные инопланетяне (всего — 17 миллионов, где земляне — лишь один вид из нескольких тысяч), но эти какие-то неизвестные науке. Молодые и дерзкие агенты раскроют тайну станции «Альфа» (замешаны политиканы!), но процесс, как водится, важнее результата.
Для Люка Бессона тоже всегда был характерен примат процесса над выводами, а стиля — над историей и содержанием. В 80-е и особенно 90-е это сделало ему имя во французской и мировой индустрии, в 2000-е карьера постановщика начала идти под откос — и вот новые фильмы Бессона вызывают смесь скептично изогнутой брови, смешка и недоумения. Самое время вбухать 200 миллионов евро в проект мечты — так появился «Валериан и город тысячи планет».
Экранизация культового французского комикса с почти пятидесятилетней историей — тоже затея, казалось бы, не из лучших. Произведение Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера уже неплохо выпотрошил Голливуд, отдавая должное графическим решениям Мезьера (особенно постарался художник-постановщик «Звездных войн», но Лукас все отрицает). Однако Бессона просто так с панталыку не собьешь: в 90-е он снял оммаж любимому циклу в лице «Пятого элемента», теперь технологии позволили показать зрителям, какие миры открывались французу, когда он читал о простеньких, но захватывающих похождениях Валериана и Лорелин.
Фильм лучится наивностью и чистым воображением: кто-то в детстве представлял мир, состоящий из мороженого, кто-то — виртуальную реальность, Бессон постарался передать мир Кристена и Мезьера, мир, состоящий из фантазии. В «Валериане» много неожиданных ходов и эффектных вставных сцен, без которых легко можно было обойтись. Про местных персонажей больше говорит одежда, чем слова или поступки (в эпизоде появляется Итан Хоук в роли манерного зазывалы), а обвинять режиссера в плохом вкусе можно столь же часто, что и хвалить за дизайнерские решения и выдумку.
«Валериан» — это помпезный, светящийся и голубоглазый проект мечты некогда одного из главных кинофантазеров. В нем смешиваются авторский почерк, детские фетиши, любовь к первоисточнику и провозвестники пенсии. Привычка набирать актрис за красивые глаза (с Делевинь скорее повезло, с Рианной — совсем нет) соседствует с неискоренимым навыком вскружить зрителю голову. Серьезная пропаганда миролюбия (привет, «Аватар») — с игривым анекдотцем: а почему бы не назначить нескладного ДеХаана ловеласом, коим Валериан вообще-то никогда не был? А давайте назначим.
Как и все поздние фильмы Бессона, эти два с половиной часа гораздо больше говорят о французском режиссере, чем он, вероятно, хотел. И все же, несмотря на слабые сборы и прохладную критику, это кино легко полюбить. В отличие от большинства сегодняшних блокбастеров оно сделано, как сделано, из азарта, а не из стопроцентного расчета.