«Муха» / The Fly
Режиссер: Дэвид Кроненберг, 1986
Будучи ремейком классического фантастического хоррора 1958 года (и одновременно экранизацией рассказа Жоржа Ланжелана), фильм Дэвида Кроненберга и сам уже стал классикой, которая, пожалуй, даже превзошла по качеству и значимости оригинальную ленту Курта Нойманна. В ужасных мутациях ученого Сета Брандла (Джефф Голдблюм) критики разглядели не только параллели с бесчеловечными экспериментами и уже знакомыми болезнями (кстати, гримеры во главе с Крисом Уоласом часами изучали жуткие иллюстрации в медицинских справочниках), но и метафору СПИДа. Остается только догадываться, действительно ли Кроненберг, снимая фильм, имел в виду совсем недавно появившуюся смертельную болезнь, но то, что режиссеру удалось вывести свой любимый жанр боди-хоррора из грайндхаусного гетто на принципиально новый и высокий уровень — сомнений не вызывает. В 2009 году на Fox планировали снять ремейк «Мухи» и предложили сделать это самому Дэвиду Кроненбергу, однако тогда до дела так и не дошло. Но ремейку все-таки быть: в марте этого года студия объявила о перезапуске «Мухи» с Джастином Диллардом («Ловкость») в режиссерском кресле.
«Планета обезьян» / Planet of the Apes
Режиссер: Тим Бертон, 2001
Первая попытка перезагрузить легендарную франшизу оказалась многострадальной. После целого ряда безрезультатных подходов (ребутом в разное время занимались Оливер Стоун, Филлип Нойс, Крис Коламбус — даже Джеймс Кэмерон чуть не соблазнился) к проекту подключился Тим Бертон, но студия Fox поставила его в жесткие временные и бюджетные рамки. Можно лишь гадать, через какие творческие и просто душевные муки прошел горячий поклонник оригинала Бертон, лишенный возможности воплотить в ремейке все свои идеи (например, в фильме предполагались люди-мутанты). К тому же оказалось, что милые и, в общем-то, привычные странности Тима на этот материал категорически не ложатся: например, на Fox зарезали (и, наверное, поделом) романтическую линию между астронавтом Лео (Марк Уолберг) и шимпанзе Ари (Хелена Бонэм Картер), испугавшись обвинений в пропаганде зоофилии. А главное — выяснилось, что у Бертона в начале XXI века, по сути, не нашлось нового взгляда на эту историю: он попросту воспользовался современными технологиями (правда, не всеми — к примеру, от CGI категорически отказался, предпочтя сложный обезьяний грим), чтобы снять свой первый (и пока единственный) в карьере масштабный фантастический боевик — не более того.
«Солярис» / Solaris
Режиссер: Стивен Содерберг, 2002
Можно было бы счесть «Солярис» Содерберга еще одной экранизацией романа Станислава Лема, не имеющей отношения к великой картине Андрея Тарковского, вышедшей в 1972 году. Однако сам Содерберг признал, что снял ремейк, да и без его слов это видно невооруженным глазом — достаточно взглянуть на декорации космической станции. Правда, в отличие от Тарковского, Содерберг, похоже, даже не пытался замахнуться на мощное многомерное высказывание — он просто снял пронзительную, душераздирающую (в хорошем смысле слова) мелодраму. Видимо, осознавая, что столь нестандартный подход придется по вкусу далеко не всем, режиссер даже заявил, что если первые десять минут фильма кому-то из зрителей не понравятся, они смело могут уходить из зала.
«Вторжение» / The Invasion
Режиссеры: Оливер Хиршбигель, Джеймс МакТиг (в титрах не указан), 2007
Наверное, самый неудачный ремейк классического сайфая в новейшей истории, который изначально задумывался как новая версия ленты Филипа Кауфмана «Вторжение похитителей тел» (1978), в свою очередь являющейся ремейком классического фильма Дон Сигела (1956) и экранизацией романа Джека Финнея. Warner Bros. удалось заполучить звезд на главные роли (Николь Кидман и Дэниэла Крэйга) и серьезного немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля («Бункер», «Эксперимент»), однако результат не удовлетворил руководство студии — в картине было «слишком мало триллера». В итоге фильм, который был полностью готов и должен был выйти на экраны еще в 2006 году, отправили на частичную пересъемку в январе 2007-го, наняв для апгрейда сценаристов Вачовски (тогда еще братьев) и их протеже, режиссера Джеймса МакТига («V значит Вендетта»). «Лечение», увы, не помогло: невнятная картина, на производство которой потратили в общей сложности $80 миллионов, провалилась в мировом прокате, собрав всего половину своего бюджета. Забавно, что в том же году вышел еще один фильм с Кидман и Крэйгом — фэнтези «Золотой компас», который также не оправдал бокс-офисных ожиданий, освоив в мире $372,23 млн при $180-миллионном бюджете. После рокового 2007-го вряд ли кто-то из продюсеров рискнет пригласить Николь и Дэниэла в свой проект. А если с желанием посмотреть сравнительно новую версию историю Джека Финнея нет сил бороться, то лучше уж предпочесть «Похитителей тел», снятых Абелем Феррарой в 1993 году.
«Я — легенда» / I Am Legend
Режиссер: Фрэнсис Лоуренс, 2007
Третья экранизация одноименного программного романа Ричарда Мэтисона и в то же время — ремейк второй экранизации (1971) с Чарльтоном Хестоном, снятой Борисом Сагалом для Warner Bros. (первой киноверсией романа был фильм «Последний человек на Земле» с Винсентом Прайсом). Путь этого ремейка к зрителю тоже был долгим. Изначально на WB планировали отдать режиссуру в руки Ридли Скотта, а в главной роли снять Арнольда Шварценеггера, однако, подсчитав бюджет и ужаснувшись, решили отказаться от этой затеи. В 2002-м за картину планировал взяться Майкл Бэй — тогда главная роль уже была закреплена за Уиллом Смитом, но оба предпочли заняться сиквелом «Плохих парней». В итоге к работе над проектом вернулись спустя четыре года — уже с режиссером «Константина» Фрэнсисом Лоуренсом у руля. И на этот раз все сложилось как нельзя лучше: кино получилось достаточно увлекательным, чтобы даже с не самым веселым финалом (более оптимистичная концовка была опубликована на носителях и доступна в сети) собрать в мировом прокате $585,35 млн при $150-миллионном бюджете.
«День, когда Земля остановилась» / The Day the Earth Stood Still
Режиссер: Скотт Дерриксон, 2008
История об инопланетянине Клаату, который предъявил ультиматум землянам, затеявшим гонку вооружений, была весьма актуальна в 1951 году, когда вышел оригинальный фильм «День, когда Земля остановилась». Нет, человечество с тех пор не одумалось, и мы по-прежнему далеки от мира без войны, но более чем за полвека об этом было сказано столько, что вряд ли имело смысл предпринимать еще одну попытку. Однако создатели ремейка явно так не считали и решили донести до нас все ту же гуманистическую мысль еще разок. Кино в итоге получилось внешне вполне эффектное (особенно удался почти всемогущий робот Горт), но в плане содержания — глубоко вторичное. Зато из Киану Ривза и Дженнифер Коннелли получился очень симпатичный дуэт (причем перед Коннелли стояла практически невыполнимая задача — переплюнуть по части обаяния Патрицию Нил из оригинального фильма), а если бы не Джейден «сын Уилла» Смит, который бесит на протяжении всего фильма, то претензий к кастингу не было бы вовсе.
«Звездный путь» / Star Trek
Режиссер: Джей Джей Абрамс, 2009
Перезагрузкой сакрального для американцев (для остального мира — в меньшей степени) «Звездного пути» занимался Джей Джей Абрамс — трудоголик-универсал, выросший на шедеврах бейби-бумеров, Спилберг нашего времени и просто большая умница. Вряд ли на Paramount нашли бы более подходящую кандидатуру: Абрамс снял драйвовую актуальную фантастику, умудрившись сохранить дух оригинала и попутно найдя неожиданное (и лучшее) кинематографическое применение убойному ретро-хиту Beastie Boys Sabotage. Результатами усилий режиссера стали $385,68 млн в мировом прокате и два успешных сиквела. А для самого Абрамса успех ребута обернулся спустя несколько лет новой, еще более ответственной работой — продолжением «Звездных войн», которое Джей Джей (видимо, по старой привычке) тоже фактически превратил в перезагрузку.
«Нечто» / The Thing
Режиссер: Маттис ван Хейнинген-мл., 2011
Одноименный (!) приквел к классическому фильму Джона Карпентера (1982), который, в свою очередь, является ремейком совсем уж хрестоматийной ленты Кристиана Найби и Ховарда Хоукса (1951). К литературному первоисточнику, выдающемуся рассказу Джона Кэмпбелла-мл. «Кто идет?», новое «Нечто» не имеет уже никакого отношения — это честный приквел, рассказывающий о событиях, произошедших на норвежской станции до момента, когда стартует действие фильма 1982 года. Изначально продюсеры планировали снимать ремейк, но сочли, что делать новую версию картины Карпентера (во всех отношениях совершенной) — «все равно, что пририсовать Моне Лизе усы». Режиссуру поручили дебютанту — голландскому клипмейкеру Маттису ван Хейнингену-мл., и он неплохо справился, проявив максимум уважения к оригиналу. Впрочем, фильму недостает фирменной мрачности предыдущего «Нечто» — не исключено, что «холодная» современная компьютерная графика сыграла в этом не последнюю роль. Во всяком случае, критики ленту чаще ругали, чем хвалили, да и в прокате она провалилась, собрав во всем мире $27,43 млн при $38-миллионном бюджете.
«РобоКоп» / RoboCop
Режиссер: Жозе Падилья, 2014
Идея вернуть к жизни Робокопа, возможно, была не так уж и плоха, но любое сравнение с выдающимся оригинальным фильмом Пола Верховена будет не в пользу ремейка, как бы тот ни был хорош. Тем хуже, когда ремейк не слишком получился, а новый «РобоКоп» именно таков: из-за детского рейтинга PG-13 фильм выглядит стерильным — кажется, будто его тоже снял робот. При этом бразилец Жозе Падилья умеет работать жестко, когда это нужно (см. его фильм-прорыв «Элитный отряд»), и вместе с исполнителем главной роли Юэлем Киннаманом режиссер до последнего сражался с Columbia за рейтинг R, но у студии был железный контраргумент — по ходу дела бюджет вырос с 60 до 100 миллионов долларов, и взрослый рейтинг, дескать, убил бы прокат. Теперь, после «Дэдпула», это утверждение представляется как минимум дискуссионным. Падилья, кстати, жаловался, что из десяти предложенных им идей студия отвергает девять. Бразилец даже консультировался с другом и соотечественником Фернанду Мейреллишем, как вести себя в условиях тотального студийного контроля. Кстати, рейтинг PG-13 картине не слишком помог: «РобоКоп» собрал в США $58,61 млн, и, если бы не международный прокат, принесший $184,08 млн, дела были бы плохи.
«Безумный Макс: Дорога ярости» / Mad Max: Fury Road
Режиссер: Джордж Миллер, 2015
Редкий случай авторебута, причем невероятно успешного. В свои 70 лет австралиец Джордж Миллер, не снимавший игрового кино с 1998 года (а боевиков — с 1985-го), показал молодому поколению, что такое суровый олдскул и настоящий драйв — 80% экшн-сцен снято вживую (с каскадерами и настоящими машинами), а графика использована лишь для коррекции пустынного ландшафта Намибии и «ампутации» левой руки Шарлиз Терон. Ветеран подошел к процессу со всей серьезностью, и если некоторые зрители и критики до сих пор не в состоянии разглядеть в новом «Безумном Максе» сюжет, то это, безусловно, их проблемы. Более того, Миллер, чтобы максимально убедительно прописать в сценарии сильных героинь, специально консультировался по этому поводу с драматургом-феминисткой Ив Энцлер (автором скандально знаменитой пьесы «Монологи вагины»), а это уже дотошность запредельного уровня. Что же касается отсылок к оригиналу, то сюжетно «Дорога ярости» отчасти похожа на второй фильм исходной франшизы («Воин дорог»), а связь с первым фильмом обеспечил артист Хью Кияс-Берн, который сыграл колоритного злодея как в новом, так и в старом «Безумном Максе». Жаль только, что в мировом прокате $150-миллионная «Дорога ярости» собрала меньше, чем хотелось бы — $379 миллионов. Зато 6 «Оскаров» послужили создателям фильма неплохим утешением. В недавнем интервью Variety Шарлиз Терон сообщила, что сценарии двух приквелов (о Максе и о Фуриосе) давно готовы, и она не прочь вернуться в образ. Примерно то же самое в начале года говорил и Том Харди — главные актеры «Дороги ярости» (и студия тоже) ждут лишь отмашки Миллера.
На мой взгляд, альтернативная концовка более логично вписывается в общий сюжет фильма.