Израильский кинематографист Джозеф Сидар уже успел получить награду за режиссуру в Каннах (за военную ленту «Бофор») и приз за лучший сценарий в Берлине (за комедийную драму «Примечание»). Мировая премьера последней на сегодняшний день работы Сидара, картины со сложным названием «Норман: Умеренный взлет и трагическое падение нью-йоркского посредника», также состоялась на крупном международном кинофестивале — на этот раз в Торонто.
Норман Оппенгеймер (Ричард Гир) — пожилой нью-йорский еврей, которого, кажется, знают (но не слишком уважают) абсолютно все. При этом никто не может сказать, где Норман живет и чем занимается. Род деятельности у героя такой: он пытаясь всеми доступными способами втереться в доверие к влиятельным личностям и надеется позже получить какие-либо дивиденды. Однажды ему везет, он умудряется завязать отношения со сравнительно молодым израильским политиком (Лиор Ашкенази), прибывшим с визитом в США. Норман даже покупает новому другу дорогущую пару ботинок, потратив на подарок последние деньги. Три года спустя политик становится премьер-министром Израиля — и Норману наконец-то удается искупаться в лучах славы.
Некоторые англоязычные критики называют «Нормана» политическим триллером, что не вполне верно. Во всяком случае, триллера тут не больше, чем черной комедии. Персонаж Гира юлит, самозабвенно врет и лезет в любую приоткрывшуюся дверь, но к какому результату он придет — очевидно с самого начала (собственно, результат даже вынесен в заглавии картины). Саспенса нет, есть скорее острое ощущение неудобства — не за себя, а за героя; примерно те же эмоции вызывала программа «Знак качества», когда-то демонстрировавшаяся на «ТВ-6». Между тем местами «Норман» вышел действительно смешным: например, сцена, в которой с героем знакомится некто Сруль Кац (Хэнк Азария), такой же «посредник», но рангом, видимо, пониже, вполне способна вызвать усмешку (при том что сама ситуация, безусловно, кафкианская).
Можно было бы упростить и сказать, что «Норман» — кино об изворотливом человеке-пиявке. Но Сидар не дает оценок, он просто наблюдает, бродит за своим героем по улицам Нью-Йорка, и под таким углом обзора персонаж Гира, годами не меняющий гардероба, кажется одновременно и комичным, и печальным. В конечном итоге «Норман» — лента еще и о том, что наивность влиятельного политика и наивность очарованного харизмой знаменитостей маленького человека — явления разного порядка. Хотя бы по той причине, что «шишке» наивность не помешает оставить своего «друга» ночевать на улице в куче мусора.
Странный, какой-то одновременно отчаянный и смехотворный герой — это, впрочем, заслуга не только Сидара, но и Гира. Роль в «Нормане» — если не лучшая, то уж по крайней мере одна из самых интересных его работ. Благодаря Гиру мистер Оппенгеймер, эдакая рыба-прилипала в человеком образе, становится многомернее и ближе. Возможно, до сочувствия к Норману дело не дойдет, но желание отмахнуться от назойливого существа (как это делают высокопоставленные знакомые героя) к концу фильма тоже исчезнет.
Фильм покажут в рамках смотра 26 июня в 22:30 в Кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» (Зал 7).