Перед блокбастером «Чудо-женщина» стоит сразу две миссии. Во-первых, показать зрителям объем проведенной компанией DC работы над ошибками в предыдущих фильмах. Во-вторых, ответить на вопрос, что из себя представляет Wonder Woman в 2017 году: икону феминизма или насмешку над оным. На эти вопросы режиссер «Монстра» Пэтти Дженкинс, которая долго набивала руку на ТВ-проектах, отвечает однозначно: да, работу над ошибками провели, но феминизма в главную героиню не завезли. Но обо всем по порядку.
Испокон века на острове Фемискира жили амазонки. По призванию, эти суровые воительницы были призваны защищать все лучшее, что есть у человечества, и противостоять богу войны Аресу, поддавшись чарам которого люди нашли смысл жизни в самоуничтожении. Жили они не тужили, пока до них не дошло эхо Первой мировой войны: самолет американского шпиона Стива Тревора рухнул в воды, окружающие Фемискиру, а за ним прибыл отряд немецких представителей Четверного союза. Видя, что война уже стоит на пороге ее дома, будущая царица амазонок Диана не могла оставаться в стороне и вместе со Стивом отправилась на фронт.
«Чудо-женщина» представляет из себя достаточно цельную историю со множеством сюжетных линий, чем выгодно отличается от марвеловского «Первого мстителя». Правда, по качеству зрелищ и экшена приключения Дианы по-прежнему не могут конкурировать даже с «Людьми Икс», не то что со «Мстителями». Сценарий ведет нас за ручку с того момента, как царица амазонок была еще маленькой девочкой, и до финала, где Диана стала той самой женщиной, с которой безуспешно флиртовал Брюс Уэйн. Сюжет незамысловатый (а другой от блокбастеров и не требуется), но ладный, пока не разбивается о патентованный DC бастион пафоса: протагонистка читает проповедь, ее вокабуляр скукоживается до 25 слов, непременно включающих «любовь» и «мир», звуковой ряд давит патетикой, и вместо сказки про становление необычной женщины ситуация скатывается в какую-то пропагандистскую брошюру.
Но не только от сюжетных хворей страдает кино: человеческий фактор вносит свои огрехи. Дженкинс, которая в «Монстре» не позволяла себе буксовать, в «Чудо-женщине» не может решительно ничего показать зрителю в плане визуальной составляющей. Ракурсы и переходы выполнены академично, как по учебнику, а максимальный полет фантазии режиссера — это поставить камеру на бок, снимая, как Галь Гадот скачет через лес. Затейливости Дэнни Бойла в данном случае никто не требует, но после Снайдера картинка выглядит удручающе блеклой. Добавьте сюда весьма посредственный монтаж и не самые лучшие спецэффекты (не везде, правда, а лишь в двух сценах), и вы получите полное представление о визуальных аспектах картины.
Но там, где не спасает ни сюжет, ни картинка, за дело берутся актеры. И вот тут «Чудо-женщина» легко затыкает за пояс двух своих предыдущих собратьев по вселенной: каст в фильме очень серьезный. Да, Галь Гадот — актриса совершенно не драматическая, и каждый раз, когда Диане нужно изобразить драму, ситуация превращается в комический фарс. Но как персонаж, как образ бывшая мисс Израиль воспринимается мгновенно.
Но дело даже не в Галь Гадот или Крисе Пайне; вся прелесть фильма — во второстепенных персонажах. Они не получают достаточно времени, чтобы раскрыться, да и говорят порой несусветные глупости, но при этом они не выглядят картонными и внушают неподдельный интерес. Хрупкая Робин Райт в образе сурового генерала амазонок; подсевший на вундеркокаин носитель непопулярных, но достаточно занятных взглядов немецкий вояка Эрих Лудендорф в исполнении Дэнни Хьюстона; вечно пьяный шотландский снайпер Чарли (Юэн Бремнер — Кочерыжка из дилогии «На игле»), который никак не может найти в себе силы нажать на спуск — главный символ того, что война — это ад; и, конечно, безграничная в своем великолепии антагонистка Элена Анайя в роли доктора Мару (она же — Доктор Яд): волевая и одновременно сломленная, преданная долгу и в то же время мечтающая о романтике, обезображенная и вместе с тем неудержимо сексуальная.
Стоит сказать, что кино Дженкинс получилось даже более мужским, чем иные картины Джона МакТирнана и Роба Коэна. Бедра Гадот попадают в кадр чаще, чем аналогичные части тела Миллы Йовович в «Обители зла», а трепыхания юбки, обнажающей нижнее белье, даже демонстрируются в слоу-мо — видимо, чтобы никто не пропустил. А ближе к финалу, когда Диана держит на вытянутых руках немецкий танк, Дженкинс в течение секунд этак 40 демонстрирует крупным планом гладкие и блестящие подмышки убер-амазонки. Поди разбери: то ли это откуп мужскому фетишу, то ли подшучивание над феминистским сообществом, что называется, на голубом глазу. На самом деле, ни то, ни другое. Кино, конечно, мужское, но мотив феминизма в фильме тоже звучит. Просто отвечает за него не главная героиня, как можно было предположить, а упомянутый персонаж Элены Анайи. Доктор Яд – выдающийся химик, но верит в нее исключительно генерал Лудендорфф. Порой кажется, что он даже питает к ней уважение, но на самом деле Мару для него – лишь инструмент, ключ к доминированию. Точно также ее пытается использовать и Стив Тревор. Она берет от жизни то, что может, до самого конца оставаясь жертвой: жертвой войны, богов, мужчин и патриархального режима. Но она не просит о пощаде и не молится. Она лишь тихонько плачет. И именно поэтому Дженкинс регулярно дополняет образ Доктора Яд небольшими штрихами: камера задерживается на этом персонаже всегда чуть дольше, чем могла бы.
Однако обилие недостатков и просто спорных моментов не должно создавать ложного впечатления. Если рассматривать фильм в контексте недавно вышедших киноэпосов о похождениях Бэтмена, Супермена и отряда их противников, то «Чудо-женщина» вполне может претендовать на звание лучшей экранизации комиксов DC в этой пока еще сырой киновселенной. Если DC планируют успешно конкурировать с Marvel не только в магазинах комиксов, но и в кинотеатрах, то им предстоит долгий путь. И хочется думать, что «Чудо-женщина» — это первый шаг в этом направлении.
Сырость вселенной ДС окупается и финансово и игрушками и играми и тд!
P.s. Достойный фильм и актуальный. Гадот и Дженкинс сделали шаг вперёд в системе координат DC, а это уже немало.