10. «Великолепная афера» / Matchstick Men
2003
«Великолепная афера» — не совсем типичное кино для Ридли Скотта: криминальная трагикомедия, в которой режиссер успешно сочетает историю о кризисе жизни, собственно аферу и драму об отношениях отца и дочери. У сценаристов удачно получилось скрестить сюжетные линии романа Эрика Гарсии, а Николас Кейдж, не работавший со Скоттом ни до, ни после этой картины, играет, наверное, одну из лучших своих ролей. Актер прекрасно вписался в роль Роя — издерганного мошенника, пытающегося стать отцом для неожиданно появившейся в его жизни дочери-подростка. Сэм Рокуэлл харизматичен, как всегда, а Элисон Ломан кино подарило одну из первых ролей. «Великолепную аферу» некоторые критики окрестили лучшим фильмом поджанра со времен «Аферы», но зрители кино не приняли — оно привалилась в прокате. Впоследствии Скотт снял после только одну комедийную работу, но уже романтическую, а не черную — «Хороший год».
9. «Гангстер» / American Gangster
2007
В «Гангстере» Скотт зашел на территорию Мартина Скорсезе, рассказав историю противостояния наркоторговца Фрэнка Лукаса (Дензел Вашингтон) и честного детектива Ричи Робертса (Рассел Кроу). Благодаря динамике между актерами, умному сценарию Стивена Зэйллиана и детальной стилизации под 1970-е Скотту удалось создать если уж не классику жанра, то как минимум один из самых занятных гангстерских фильмов нулевых. Кино, впрочем, не оценили настоящие Лукас и Робертс: бывший престпуник жаловался, что лишь малая часть фильма правдива, а полицейский критиковал кинематографистов за то, что человек, на поимку которого он потратил долгие годы, был показан благородным.
8. «Прометей» / Prometheus
2012
«Прометей» разгневал многих фанатов «Чужого», которые ждали возвращения создателя франшизы больше 30 лет. Сценарий разругали в пух и прах, в особенности издеваясь над отсутствием двух вещей: логики у персонажей и самих ксеноморфов. Однако последнее Скотту уже точно ставить в упрек нельзя — он сразу же заявил, что кино имеет только ДНК оригинального фильма и не является прямым приквелом. Скотту удалось создать отдельное произведение научной фантастики, в котором он исследует вопрос о том, как зародилась жизнь на Земле. Несмотря на сюжетные дыры смотреть кино всё равно интересно благодаря точному кастингу, потрясающим спецэффектам (про грим Гая Пирса, пожалуй, забудем) и нескольким достаточно жест(о)ким сценам, в которых Скотт идет до конца.
7. «Марсианин» / The Martian
2015
«Марсианин» стал самым коммерчески успешным фильмом Скотта. Вновь смешав survival-историю и научную фантастику, в этот раз Ридли снял этакого «Робинзона Крузо на Марсе». Подобный концепт позволил режиссеру максимально задействовать свой визуальный стиль. Кино не дает зрителю заскучать, хотя заранее понятно, что все кончится хорошо. Мэтт Деймон держит наше внимание, как в напряженных сценах, так и в бытовых, комментируя все, чем занимается. Кто бы мог подумать, что смотреть, как человек сажает картошку, будет настолько захватывающе. В отличие от «Гравитации» и «Интерстеллара» этот сайфай не пытается задавать сложных вопросов, вместо этого Скотт снял свой, наверное, самый теплый, спокойный и смешной фильм. Этот крик в космосе услышала даже Американская киноакадемия — «Марсианин» получил семь номинаций на премию «Оскар». Впрочем, не взял ни одного.
6. «Дуэлянты» / The Duellists
1977
Свой дебютный фильм специализирующийся на рекламных роликах Скотт снял только в 40 лет, взяв за основу повесть Джозефа Конрада «Дуэль». Скотт сразу стартовал с большим размахом, пытаясь эмитировать «Барри Линдона» Стэнли Кубрика — художественные амбиции постановщика было видно уже тогда. В кино про двух французов-гусаров, которые из-за небольшого разногласия разворачивают 15-летнюю вражду на фоне Наполеоновских войн, видно богатство визуального мышления Скотта. «Дуэлянты» — единственный фильм режиссера, участвовавший в Каннском фестивале. Работа не получила Пальмовую ветвь, но удостоился приза за лучший дебют.
5. «Черный ястреб» / Black Hawk Down
2001
Фильм основан на одноименной книге Марка Баудена, участника описываемого сражения в Могадишо в 1993 году. Ридли Скотт очень подробно, жестко и внятно пересказывает неудачную военную операцию по поимке главы сомалийских боевиков. Одна маленькая случайность повлекла за собой срыв всего задания, которое по плану должно было проходить ровно час, а в итоге, заняло больше суток и унесло жизни множества солдат. В «Черном ястребе» Скотт собрал эклектичный мужской состав, среди которых Джош Хартнетт, Юэн МакГрегор, Орландо Блум и молодой Том Харди. Картина получилась образцовой военной драмой без лишней сентиментальности и патриотического пафоса и была тепло принята как зрителями, так и критиками.
4. «Гладиатор» / Gladiator
2001
Ко времени выхода «Гладиатора» голливудский жанр пеплум давно остался в прошлом. Немудрено, что в успех картины о римских гладиаторах мало кто верил, до выхода на экраны у проекта сменилось три сценариста. Но результат превзошел все ожидания, «Гладиатор» собрал огромную кассу и получил целых пять «Оскаров», в том числе как лучший фильм. Роль гладиатора Максимуса, ищущего справедливости во времена кровавых римских императоров, прославила Рассела Кроу, актер также получил свою заслуженную статуэтку за лучшую мужскую роль. Бережное воссоздание экзотического мира прошлого, зрелищные и реалистические сражения и кровавые бои на арене с легкостью компенсируют простенькую историю «Гладиатора». Фильм не просто возродил зрительский интерес к историческим фильмам, Ридли Скотт показал, как сделать жанр современным.
3. «Тельма и Луиза» / Thelma & Louise
1991
После выхода в 1991-м году, роуд-муви Скотта о Тельме Диккинсон и Луизе Сойер моментально стал классикой. Блестящий кастинг, фирменная кинематография режиссера, буквально вживленная в видеоряд музыка Ханса Циммера и роскошный сценарий Кэлли Кури — каждый фактор сыграл свою роль. Фильм получил несколько наград («Оскар» за лучший сценарий) и бессчётное количество номинаций. Но «Тельма и Луиза» не просто роуд- или бадди-муви, но красочный феминистский манифест, благодаря которому Джина Дэвис и Сьюзан Сарандон мгновенно оказались на обложках журналов (в том числе «Time»). Даже 26 лет спустя большая часть медиа соглашаются в том, что именно Тельма и Луза заставили Америку всерьез поговорить о женской доле и феминизме.
2. «Бегущий по лезвию» / Blade Runner
1982
«Бегущий по лезвию» стал не просто одним из лучших фильмов Скотта, но и выдающимся произведением научной фантастики. Основанный на повести Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», фильм берет от нее только фабулу — конфликт людей и андроидов-репликантов в мире постапокалиптического будущего. «Бегущий по лезвию» не сразу стал культовым фильмом, а на момент выхода провалился в прокате. Позже, с появлением киберпанка в литературе, картину переосмыслили и признали важнейшей в истории жанра. Скотт и художник Сид Мид создали оригинальный мир будущего практически с нуля, смешав вместе мрачную атмосферу нуара с антиутопией под незабываемую «синтетическую» музыку Вангелиса. Существует несколько версий картины, каждая из которых предлагает свой вариант финала, в котором главный герой Декард (Харрисон Форд) оказывается либо человеком, либо репликантом. Впрочем, совсем скоро выйдет долгожданный сиквел «Бегущий по лезвию 2049», который самим своим появлением разрушает версию о нечеловеческой природе Декарда.
1. «Чужой» / Alien
1979
«Чужой» стал идеальным сайфай-хоррором так же, как ксеноморф стал «идеальным организмом». После этого фильма карьера 42-летнего англичанина в кино взлетела, подобно ракете. Безупречная выдержка ритма и сапспенса, удивительная по количеству деталей картинка, тонкая музыка Джерри Голдсмита, потрясающий дизайн монстра — все это превратило работу кинематографистов в культовое явление. Скотту удалось провести настолько точный кастинг, что за персонажей переживаешь во время n-цатого просмотра. В итоге проект, задуманный как ««Челюсти» в космосе» и снятый на волне успеха «Звездных войн», встал в один ряд со своими вдохновителями. «Чужой» стал единственным (до октября 2017 года) фильм Скотта, который вырос во франшизу.
Черный дождь
Чужой
Тельма и Луиза
Легенда
Великолепная афера
Хороший год
Ганнибал
Гладиатор
Тот, кто меня бережет