Рыцари круглого стола / Knights of the Round Table
Режиссер Ричард Торп, 1953
Классическая голливудская постановка Ричарда Торпа по мотивам легенд о короле Артуре. Масштабная для тех лет работа с декорациями, цветом и форматом CinemaScope. В центре событий — борьба за власть и любовный треугольник между Артуром, Ланселотом и Гвиневрой. Последнюю, кстати, играет роскошная Ава Гарднер, отчего ее героиня приобрела черты роковой женщины из фильмов нуар. Главная роль Ланселота досталась Роберту Тэйлору, который не раз выступал в столь же героическом образе, в том числе в экранизации Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» в 1951 году. «Рыцари круглого стола», конечно, уже выглядят наивно, в особенности «святые» видения, которыми одаряет рыцарей Святой Грааль. Тем не менее, в 1954 году фильм был номинирован на два «Оскара» и даже участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля.
Меч в камне / Sword in the Stone
Режиссер Вольфганг Райтерман, 1963
Анимационный фильм студии Дисней, основанный на одноименном романе Теренса Хэнбери Уайта — английского писателя, известного своими пересказами древних легенд о рыцарях Круглого стола. Мультфильм рассказывает о детстве короля Артура, начинающего свой путь при дворе феодала Эктора. Обитатели замка обижают мальчика, и никто не верит, что обычный слуга может стать королем. Но однажды Артур встречается с Мерлином, который поведал ему легенду об Экскалибуре. «Меч в камне» рассказывает типичную диснеевскую историю о взрослении и вере в мечту, — все это сделано очень красочно, с множеством песен и смешных номеров, вроде магической схватки Мерлина и Мадам Мим. Хотя мультфильм встретили прохладно, с выходом на VHS он обрел вторую жизнь и вошел в золотую коллекцию мультфильмов студии.
Камелот / Camelot
Режиссер Джошуа Логан, 1967
После смерти Джона Кеннеди его жена Жаклин не раз публично заявляла о любви президента к мюзиклу «Камелот». Бродвейская постановка Алана Джея Лернере и Фредерика Лёве моментально стала хитом, а в 1967 году вышла ее прямая экранизация. В связи с этим картину часто интерпретируют в политическом ключе, усматривая в ней аллюзии на вьетнамскую войну, а образ короля Артура трактуя, как фигуру самого Кеннеди — благородного правителя, в чьи уста вложены праведные слова о том, что власть служит справедливости. Но даже без этого бэкграунда фильм выглядит занимательно, прежде всего, благодаря актерскому составу. Артура играет Ричард Харрис — будущий Альбус Дамблдор, Гвиневру — молодая Ванесса Редгрейв, а Ланселота — Франко Неро, прославившийся ролью Джанго в знаменитых спагетти-вестернах. Кстати, спустя два года режиссер Джошуа Логан поставит мюзикл в декорациях вестерна и уже с поющими Ли Марвином и Клинтом Иствудом. Зрелище очень странное, но небезынтересное.
Ланселот Озерный / Lancelot du Lac
Режиссер Робер Брессон, 1974
Историю о возвращении рыцарей Круглого стола после неудачной экспедиции за Святым Граалем французский классик Робер Брессон собирался поставить несколько десятилетий. Знакомые события, в «Ланселоте Озерном», вроде романа доблестного рыцаря и Гвиневры, у Брессона приобретают весьма мрачные черты. Прежде всего, Ланселот здесь — типичный брессоновский герой: бесплодные поиски Грааля и несчастная любовь раздирают его изнутри. По словам самого режиссера, это история о человеке, раздавленном машиной судьбы, состоящей из предопределенностей и случайностей, из которых нет возможности вырваться. Трагедия невозможности выбора окрашивает всю картину, для своего времени довольно кровавую и жестокую. А финальная сцена гибели рыцарей, свалившихся грудой железных доспехов друг на друга, пожалуй, самая пронзительная интерпретация «светлых» легенд о рыцарях Круглого стола.
Монти Пайтон и Святой Грааль / Monty Python and the Holy Grail
Режиссеры Терри Гиллиам и Терри Джонс, 1975
«Монти Пайтон и Священный Грааль» стал первым полнометражным фильмом команды комиков «Монти Пайтон», до этого уже прославившейся телевизионным сериалом «Монти Пайтон и летающий цирк». В целом фильм можно определить и как пародию на возвышенные легенды о рыцарях Круглого стола, и как сборник скетчей и гэгов объединенных одной «темой». В поисках Грааля Артур и его рыцари попадают в различные нелепые и странные ситуации, вроде столкновения с крестьянами-анархистами или кроликом-убийцей. Средневековая Англия в фильме — чистейшая условность, иногда можно и вовсе забыть, что речь идет о короле Артуре. «Монти Пайтон и Священный Грааль» давно считается культовой классикой, и активно цитируется на протяжении уже четырех десятков лет как в кино, так и в видеоиграх. А в Англии картина признана одной из лучших комедий в истории.
Персиваль де Галуа / Perceval le Gallois
Режиссер Эрик Ромер, 1978
Еще одна нестандартная экранизация средневековых легенд. Классик французской Новой волны Эрик Ромер поставил своеобразный ответ на картину Брессона «Ланселот Озерный», выделив другого рыцаря Круглово стола — Персиваля. Картина очень условно следует от юности героя до его вступления в орден и является адаптацией неоконченного средневекового романа «Персеваль, или Сказание о Граале». Прежде всего, картина интересна необычной и нарочно театрализованной стилизацией и сценографическими решениями в духе Роберта Уилсона. Ромер воспроизводит на сцене средневековые мистерии, экспериментирует с красками и вообще показывает Персиваля христианским мучеником. Зрители не приняли картину, и она обернулась очередным коммерческим провалом для режиссера. Но среди поклонников творчества Ромера «Персиваль Галльский» имеет большое значение. Кроме того, это хороший шанс увидеть молодыми известных французских актеров Фабриса Лукини и Андре Дюссолье.
Экскалибур / Excalibur
Режиссер Джон Бурмен, 1981
«Экскалибур» — экранизация произведений средневекового автора Томаса Мэлори, которые являются главным и важнейшим источником легенд о рыцарях Круглого стола. Джон Бурмен, уже снявший к тому моменту свои лучшие фильмы, такие как «В упор» и «Избавление», взялся поставить легенды о короле Артуре не случайно — с детства он зачитывался средневековыми романами и грезил однажды снять рыцарский фильм. Интересно, что задумка «Экскалибура» родилась после того, как режиссеру не удалось запустить в производство экранизацию «Властелина колец» Толкина. Бурман признавался, что хотел передать в фильме ощущение первобытной ясности, того, что все происходит впервые. Он пытался не экранизировать легенду, но пересоздать ее заново. Благодаря этому «Экскалибур», пожалуй, наиболее интересная и сильная экранизация жития короля Артура и его свиты. Картина прекрасно использует символизм, музыку Вагнера, а также молодых актеров Лиама Нисона и Гэбриела Бирна, вместе с Хелен Миррен в роли порочной ведьмы Морганы. Главное, что удалось сделать Бурмену — это передать волшебную и трагическую атмосферу главного английского мифа.
Первый рыцарь / First Knight
Режиссер Джерри Цукер, 1995
Одна из самых известных картин о соперничестве Ланселота и короля Артура за сердце Гвиневры. Цукер ничего принципиально нового не предложил, а решил осовременить старую легенду с помощью популярных актеров. Шон Коннери отлично смотрится в роли мудрого правителя, а Джулия Ормонд, хоть и не тянет на средневековую девушку, но смотрится удачно. Чего не скажешь о Ричарде Гире, который с трудом уживается с образом знаменитого рыцаря Ланселота. Впрочем, повторюсь, задачей Цукера явно было показать современную романтическую драму в исторических декорациях, и ему это удалось. Критики сразу фильм невзлюбили, а вот зрителям понравилось — «Первый рыцарь» стал хитом проката и имел удачную судьбу на видеоносителях. Кроме того, в картине отличные костюмы, саундтрек Джерри Голдсмита и забавная сцена переодевания солдат в овец.
Принц Вэлиант / Prince Valiant
Режиссер Энтони Хикокс, 1997
«Принц Вэлиант» хоть и повествует очередную историю о Камелоте и его рыцарях, вовсе не является адаптацией средневековых романов. Фильм снят по мотивам одноименных комиксов, созданных Хэлом Фостером в далеком 1937 году, и продолжающих выходить и по сей день. Сюжет вновь вертится вокруг меча Экскалибура, но в этот раз его тайком крадут вероломные викинги. На поиски реликвии отправляется оруженосец Вэлиант, мечтающий стать рыцарем и жениться на принцессе. В главной роли Стивен Мойер из «Настоящей крови», а в качестве поддержки ему выступают славные Рон Перлман и Удо Кир. «Принц Вэлиант» не претендует на художественность, это просто непосредственный и веселый приключенческий фильм в духе фэнтези 90-х. Фильм был разгромлен критикой и иногда фигурирует в списках худших, но это совсем не мешает ему быть в этой подборке.
Король Артур / King Arthur
Режиссер Антуан Фукуа, 2004
Один из последних больших фильмов о короле Артуре и его команде. «Король Артур» Фукуа составляет пару вышедшей в том же году «Трое» в стремлении переосмыслить классический текст и сделать его «реалистичнее». В результате история лишилась присутствия магии, а целомудренная дева Гвиневра внезапно стала Кирой Найтли в бикини. В «Короле Артуре» Фукуа все получилось так же, как и с его недавней «Великолепной семеркой»: задумав забавный концепт, режиссер так и не понял, в какую сторону его вести, чтобы было интересно. Кроме того, фильм вообще должен был снимать Майкл Бэй, который работал над проектом более 5 лет. У Фукуа получилась слабая попытка экранизации «на новый лад», но с симпатичным актерским составом в лице Клайва Оуэна и Мадса Миккелсена. Зрители и критики приняли картину ожидаемо плохо, но как свидетельство эволюции образа Артура и Камелота фильм, безусловно, интересен.