Тизер, маркированный 1981 годом, сообщает, что полный до краев основательной мужской харизмы Кенни Уэллс (Мэттью МакКонахи) работает в горнодобывающей компании своего отца. Семейный бизнес еще вполне стоит на ногах, а сам Кенни упивается романтикой своего дела так, будто работает над созданием нового аромата духов или шеф-поваром топового «мишленовского» ресторана. Через семь лет от созданного Уэллсом-старшим ореола останется скучная аутсайдерская контора с бледной вывеской, а сам Кенни видит сны о золотой жиле и обжигает несговорчивых инвестором авантюрным блеском глаз лузера-пассионария.
План Кенни абсолютно конкретный, с точной географической привязкой, но с мертвой точки его удается сдвинуть, лишь когда его энтузиазмом пропитывается матерый геолог, звезда профессии Майкл Акоста (Эдгар Рамирес). Геолог к этому моменту разочаровался в сомнительной теории Огненного кольца, но речи Уэллса так сладки и агрессивно заразительны, что парочка погружается в джунгли Индонезии и находит заветный участок, знакомый Кенни по его, кхм, снам. Тандем двух мужчин, которым нечего терять, согласен и на медную жилу, но взятые пробы, свидетельствуют о крупнейшем в истории месторождении золота. Акоста остается работать «в поле», а Уэллс, чуть не умерев от малярии, отправляется лить елей в уши американских бизнесменов о крупнейшем месторождении золота в истории. Акции еще недавно безнадежного предприятия летят куда-то за облака. Кенни жмут руки солидные люди с Уолл-стрит, окатывают щедрыми инвестициями и постоянно пытаются влезть в его бизнес с ногами, предлагая неслыханные отступные.
Сценарий «Золота», написанный Патриком Мэссеттом и Джоном Зинманом, резво стартовал в Голливуде в начале 2010-х. С подачи Пола Хаггиса проектом заинтересовался Майкл Манн, который вроде бы даже успел позвать на главную роль Кристиана Бейла. С Бейлом как-то не срослось, Манн переключился на другие дела, киносайты отрапортовали о пришедшем ему на смену Спайке Ли, но процесс явно начал пробуксовывать. Бог знает, сколько бы еще продолжалась эта чехарда, но тут в 2014 году в проект зашел Мэттью МакКонахи, недавно получивший «Оскар» за «Далласский клуб покупателей». Актер в том момент закончил перезагрузку собственной карьеры и нуждался в новых сильных проектах, которые бы питали восстановленную репутацию серьезного драматического актера.
Сюжетный каркас «Золота» предлагал для этого практически неограниченные возможности. За основу сценария Мэссетт и Зинман взяли реальную историю компании Bre-X и ее главы Дэвида Уолша (в англоязычной Википедии она изложена более-менее подробно, так что бойтесь спойлеров), но из-за всплывших юридических трудностей были вынуждены переписать ее с вымышленными персонажами и даже сдвинуть события на десятилетие раньше. Сейчас уже не скажешь в какой момент «Золото» перестало быть последышем классических «Сокровищ Сьерра-Мадре» (о чем трубили первые новости о проекте), но факт налицо: у Стивена Гэйгана, титулованного сценариста («Оскар» за «Траффик» Стивена Содерберга) и от случая к случаю режиссера («Оскар» для Джорджа Клуни за «Сириану»), которого брали уже «под МакКонахи», получилось несколько иное высказывание, чем у Джона Хьюстона в сермяжном вестерне с библейской моралью и «золотой лихорадкой» в сердце.
Синдромы порочного недуга, которые вызывает благородный металл, в «Золоте» показаны в полный рост. Но для этого авторам приходится командировать героя МакКонахи из грязных джунглей в дорогие отели и кабинеты Уолл-стрит. Все бы ничего, но с выхода «Волка с Уолл-стрит» прошло слишком мало времени. В памяти еще свежи воспоминания о шедевре Скорсезе, из-за чего «Золото» и его главный актер, внесший свою лепту и в то кино, попадают в очень легкую ловушку.
Фанаты МакКонахи, безусловно, будут вознаграждены. Если выбирать его лучший фильм за последние два года, то выбор неминуемо падет на «Золото» — и это хорошая новость. Два часа, что идет лента Гэйгана, проходят в режиме аттракциона имени МакКонахи, где вы, сидя на плечах большого актера, несетесь по точкам экстремума биографии его героя.
Делает он это не без блеска. Его Кенни Уэллс — обаятельный авантюрист средней руки, не сумевший совладать с собственной удачей и буйным эго. Для этой роли он себя самозабвенно уродует: набирает лишние килограммы и обзаводится сомнительной плешью, как-то незаметно перевоплощаясь в своего напарника из первого сезона «Настоящего детектива».
На внешнем уровне это работает замечательно — время летит незаметно: взлеты, падения, джунгли, биржи. Все это снято постоянным оператором Пола Томаса Андерсона Робертом Элсвитом («Оскар» за «Нефть») и снабжено прекрасным саундтреком, где музыка Дэниэла Пембертона («Советник», «Агенты А.Н.К.Л.») перемешана с не самыми расхожими хитами эпохи.
Проблема лишь в том, что МакКонахи приходится играть знакомую всем драму. Сценаристы-ремесленники (таковы их можно называть, изучив их довольно обширную фильмографию) всего лишь не нашли по-настоящему острые крючки для такой многогранной истории. Материал к этому, безусловно, располагал.
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Да уже сыграл пару раз за последнее время.
"Свободный штат Джонса"
Правда "Сириана" вкупе собрала 100 млн. международки. А у "Золота" сейчас всего 8 млн.долл. в Америке и 2-3 по миру. Людей, что ли, больше умных тогда было ? PS: Смотреть обязательно из-за Гэгана и Макконахи.