Бухгалтер-аудитор Кристиан Вольф (Бен Аффлек) родился с аутизмом. Узнав о диагнозе сына, мать покинула семью, а отец решил сделать из мальчика настоящего мужчину и подготовить его к взрослой жизни путем тяжелых тренировок. Теперь Вольф работает на самые крупные криминальные организации мира, ведет их счета и указывает на «утечки». Однажды Министерство финансов во главе с Рэем Кингом (Дж. К. Симмонс) выходит на след аудитора. Чтобы не вызвать подозрений, Вольф решает предложить свои услуги ведущему центру робототехники, где молодая бухгалтерша Дана (Анна Кендрик) выявила странные нестыковки в отчетах о доходах компании. Но легальный бизнес оказывается не менее опасным, чем преступный.
История об аутичном бухгалтере, за которым скрывается профессиональный убийца и математический гений, как ни странно, оригинальна и не основана ни на детективных бестселлерах, ни на комиксах. Идея сделать из «Человека дождя» закрученный триллер в духе «Борна» определенно имела свой потенциал, да и писалась явно с расчетом на сиквел. Режиссер Гэвин О’Коннор умеет ставить отличные жанровые картины («Воин» и «Гордость и слава») при поддержке хорошего сценариста. Но, как и в случае с недавней «Джейн берет ружье», в «Расплате» все начинает трещать по швам именно по вине плохого сценария.
Картина многим обязана актерскому составу, и прежде всего Бену Аффлеку, уже игравшему в фильме с похожим названием («Час расплаты»). Актер иронично подошел к новой роли, его герой выглядит ярко и однозначно является главным достоинством «Расплаты».
Все начинается с традиционного супергеройского пролога. Отец Вольфа убеждает сына в его исключительности, управлять которой мальчику предстоит научиться. Возмужавший Кристиан — педантичный и аккуратный математик, любитель живописи и стрельбы по мишеням. Приступая к очередным подсчетам, он тихонько потирает руки, а чуть что идет не по плану — принимает беспомощный вид и читает вслух детскую считалочку. У Вольфа есть и свой кодекс чести, но единственным его пунктом, похоже, является незамедлительная месть обидчикам.
Поддержку Аффлеку в «Расплате» оказывает отличный актерский состав: невротичная Кендрик, старый добрый Симмонс и даже Джон Литгоу в роли алчного руководителя корпорации. Но стоит признать, что большую часть фильма они заняты исключительно разъяснением друг другу действий Вольфа и его психических особенностей. Почти получасовая сцена монолога-воспоминания героя Симмонса не только вызывает скуку, но и не двигает сюжет ни на йоту.
Вследствие огромного количества ненужных сцен и персонажей «Расплата» сильно теряет не только в цельности и ритме, но и в главном — в саспенсе. Осознав на полпути, что главный сюжетный твист фильма неприкрыто торчит из всех щелей, О’Коннор решил обрубить намеченные коллизии и превратить все в комедийный фарс. По части юмора «Расплата», к слову, преуспела гораздо больше, чем на ниве экшена. Боевые сцены и драки выглядят неловко из-за постоянно трясущейся камеры, да и злодеи, с которыми предстоит столкнуться Аффлеку, не блещут харизмой и умом.
«Расплату» могла бы спасти известная доля провокационности, которую заранее содержит сюжет об аутизме (недаром сценарий фильма долгое время пребывал в «черных списках»). Но О’Коннору не хватило смелости или фантазии раскрыть тему оригинально. Хотелось бы увидеть, как с таким материалом мог бы справиться, например, Брайан де Пальма.
Но проблемой О’Коннора стало даже не режиссерское чутье, которое в этот раз его подвело. Он, очевидно, не вполне понимал, то ли он снимает забавный exploitation о мести киллера-аутиста, то ли морализаторскую драму о равенстве и исключительных способностях детей с отклонениями. «Расплата» напоминает карточный домик, готовый в любую минуту рассыпаться от огромного количества ненужных карт, собранных из разных колод. Впрочем, если забыть обо всех формальных ошибках, О’Коннор, пожалуй, снял единственный в своем роде мейнстримовый боевик об аутизме, да еще и с грустным Беном Аффлеком в главной роли, что само по себе заслуживает внимания.
Рецензия на фильм «Расплата»
28 октября 2016, 00:14:48
9
,
Бен Аффлек в образе киллера и по совместительству гениального аутиста в Америке сорвал банк: в премьерный уикэнд на родине «Расплата» собрала 25 миллионов долларов. Так ли хороша эта лента, как кажется на первый взгляд, поразмышлял Кирилл Горячок.
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Если задуматься, у названий Paychek и The Accountant совершенно ничего схожего, поэтому этот абзац лишний.