Всеми силами / De toutes nos forces
Режиссер Нильс Тавернье, 2013
В отличие от главного французского кинохита последних лет «1+1», картина Нильса Тавернье не сыскала особой известности ни на международной арене, ни в самой Франции: всего 600 тысяч французов удостоили ее своим вниманием, согласно статистике сборов (против 20 миллионов в случае с «1+1»). У обозначенных фильмов, однако, немало и общего. В центре внимания — приключения двух персонажей, один из которых прикован к инвалидному креслу. Оба сценария основаны на реальных событиях. Обе истории — о том, что ограниченные возможности не могут быть поводом для скупой на приключения и эмоции жизни.
Добро пожаловать в Марли-Гомон / Bienvenue à Marly-Gomont
Режиссер Жюльен Рамбальди, 2016
Еще одна невыдуманная история — на этот раз из середины 1970-х — послужила толчком для создания искрометной комедии о семье чернокожего доктора, который решает переехать из Конго во Францию. Да не просто во Францию, а в скромную северную деревушку, где ранее не было ни врачей, ни выходцев из африканских республик. За достоверность рассказа отвечал один из сценаристов картины Камини Зантоко — известный рэпер, автор прогремевшей в 2006-м песни под названием «Марли-Гомон», но главное — сын того самого доктора, который встал на борьбу с расизмом в отдельно взятой французской деревне.
Жапплу / Jappeloup
Режиссер Кристиан Дюге, 2013
Воспоминания об олимпийском чемпионе в конкуре Пьере Дюране (Гийом Канэ), чья биография легла в основу фильма «Жапплу», пробуждает в душе французов примерно такие же чувства, которые будоражат нас при мысли о давних победах гимнастки Латыниной и, скажем, пловца Александра Попова. То есть одновременно гордость за нацию, ностальгию и грусть. Эти чувства привели в кинозалы без малого два миллиона французов. И хотя фильм остался убыточным, поскольку стоил продюсерам целых € 26,6 млн, критики и зрители сошлись во мнении, что у Дюге получился добротный напряженный байопик. И что его ключевой коммерческий недостаток — не очень известный за пределами Франции главный герой.
Идеальный мужчина / Un homme ideal
Режиссер Ян Гозлан, 2015
Сюжет картины Яна Гозлана оригинальностью, прямо скажем, не блещет. Главный герой, мечтающий стать известным писателем, подписывает своим именем чужие, случайно найденные мемуары и вмиг становится литературной звездой, раздающей автографы, — эдаким «идеальным мужчиной». Нечто подобное мы читали у Анри Труайя («Мертвый хватает живого»). Нечто похожее — видели в фильме «Слова» с Брэдли Купером и Зои Салданой. Что, впрочем, ни капли не портит впечатление от работы Гозлана. Ведь искусству создания триллера режиссер, по его собственному признанию, учился у лучших из лучших — у Романа Полански, Клода Шаброля и Альфреда Хичкока.
Незнакомец на озере / L’inconnu du lac
Режиссер Ален Гироди, 2013
«Незнакомцу на озере» в каком-то смысле не повезло — выйди этот фильм, посвященный однополой любви, годом раньше, его судьба могла сложиться совершенно иначе. Потому что в тот самый момент, когда Алена Гироди объявили лучшим режиссером каннской программы «Особый взгляд», во Дворце фестивалей чествовали «Жизнь Адель» — картину, снятую с тем же уровнем откровенности на ту же самую тему. «Золотая пальмовая ветвь» помогла Абделатифу Кешишу объехать с фильмом весь мир, включая Россию. Алену Гироди, снявшему не менее достойную ленту, пришлось довольствоваться жалкими крохами — его «Незнакомец на озере» прорвался лишь в особо дружественные для ЛГБТ-сообщества страны: в Голландию и США.
Полисс / Polisse
Режиссер Майвенн Ле Беско, 2011
По мнению редакции одного из французских изданий, этот фильм должен быть включен в список лучших творений франкоязычного кинематографа. Наряду с картинами Бессона, Годара, Трюффо и Алена Рене. И хотя такая оценка кажется немного завышенной, картина о сотрудниках парижского отдела по защите детей (основанная на реальных делах из практики полицейских и снятая в нарочито реалистичной манере) незаслуженно ускользнула от внимания российских прокатчиков. Получив третью по значимости награду Каннского фестиваля («Приз жюри»), «Полисс» с успехом отправился в мировое кинотурне: ее бюджет в прокате был едва не утроен.
Последний сеанс / Dernière séance
Режиссер Лорен Ашар, 2011
Культовая картина Питера Богдановича «Последний киносеанс» (1971), о которой невозможно не вспомнить при знакомстве с одноименной работой Лорена Ашара, символизировала прощание с эпохой кино — с голливудским золотым веком, завершившимся приходом телевидения в 50-х. Центральный персонаж французского триллера — одинокий синефил, работающий в провинциальном кинотеатре, — тоже по-своему чтит умирающий кинематограф. Не вдаваясь в сюжетные подробности фильма, отметим лишь его главную визуальную «фишку» — контраст между старыми черно-белыми фильмами, которые демонстрируются в кинозале, и ярко-алой кровью, которая льется по воле героя.
Похищение Мишеля Уэльбека / L’enlèvement de Michel Houellebecq
Режиссер Гийом Никлу, 2014
Популярный концепт «фильм, основанный на реальных событиях» выворачивается наизнанку в комедии Гийома Никлу, в которой блистательные гэги идут рука об руку с глубокими метафорами и витиеватыми речами героя. Главную роль исполняет настоящий Мишель Уэльбек — один из самых известных из ныне живущих французских писателей. Но все, что с ним происходит на киноэкране, — вымысел чистой воды. Пусть и навеянный слухами о его загадочном похищении, которые взбудоражили мир за три года до появления фильма.
Предполагаемые виновные / Présumé coupable
Режиссер Венсан Гаренк, 2011
Чтобы перенести на экран трагическую историю Алена Мареко — судебного пристава, который стал жертвой страшной судебной ошибки и целых два года провел в заключении из-за ложного обвинения в педофилии, — Венсан Гаренк был готов буквально на все. Сценарий, основанный на тюремных мемуарах Алена, переписали, по настоянию автора, дюжину раз, а в договор внесли рискованный пункт, согласно которому Мареко имел право прервать работу над фильмом в любую секунду. Во всех интервью режиссер картины с гордостью заявляет, что в «Предполагаемых виновных» нет ни одной придуманной сцены — все было именно так. Тем интереснее следить за сюжетом, убаюкивая себя мыслью о том, что такие истории не чужды даже цивилизованной Франции XXI века.
Сильно любимая / Much Loved
Режиссер Набиль Аюш, 2015
Так и тянет усомниться в том, что французы имеют непосредственное отношение к созданию «Сильно любимой»: англоязычное название (Much Loved), марокканский актерский состав и разгул проституции в исламской стране как центральная тема картины. Однако не будь режиссер Нибаль Аюш настоящим французом (хоть и родившимся в мароккано-тунисской семье), подобный фильм никогда бы не появился на свет. Нужно было родиться и сформироваться в свободном Париже, чтобы бросить открытый вызов стране своих предков: откровенная история четырех проституток, запрещенная со скандалом в Марокко, удостоилась во Франции номинации на «Сезар» и престижной премии имени братьев Люмьер.
20 с копейками лет парень перебивающийся перевозками грузов (грузчик короче), вечерами набирает страницы текста и периодически выбрасывает письма с отказами издательств. И вот, получив отказ уже от третьего романа, вывозя мебель из очередной хаты натыкается на пожелтевший дневник. Рукопись оказывается исповедью офицера Французского Легиона, который пару лет участвовал в заварухах Алжира. ... Далее: пару недель лит. колдовства и изучения алжирской темы чтобы не попасть впросак и, вуаля !, чрез месяцок книжку печатают и парень - звезда, аки Ремарк 30-х, молодой Фицджеральд или зрелый Хемингуэй.
Появляется ВСЕ у него. Прекрасный дом с блекджеком и шлю..., простите, с прекрасной женой, ну и все прочие ништяки от славы. Проходит год и вдруг объявляется какой-то кореш покойного легионера, да и издательство уже второй год ждет новый роман, к тому же и любимая беременна, а новый роман (который как бы и решил оч. многие проблеммы) попросту не получается. И вот тут парня начинает на всех фронтах прижимать... PS: Кино в разы интересней "Слов" с Брэдли Купером ( на похожую тему) и Зои Салданой. И глав. герой пусть и не новый Хемингуэй, но все-таки не лишенный разных талантов и нравственных устоев персонаж.