Женщины на грани нервного срыва / Mujeres al borde de un ataque de nervios
Режиссер Педро Альмодовар, 1988
Восьмая по счету работа испанского режиссера Педро Альмодовара стала триумфатором фестиваля в Торонто в 1988 году. Именно победа «Женщин» сделала автору мировое имя и подарила признание зрителей и критиков. Фарсовая комедия об актрисе дубляжа Пепе Маркос (Кармен Маура), которая переживает разлуку с коллегой и любовником Иваном (Фернандо Гиллен), вдохновлялась классическими американскими комедиями, но и носила особый испанский колорит. На съемках «Женщин» кипели свои страсти, Альмодовар и Маура, на тот момент состоявшие в близких отношениях, поссорились и не общались больше 15 лет, пока вновь не встретились на площадке фильма «Возвращение».
Роджер и я / Roger & Me
Режиссер Майкл Мур, 1989
Яркий дебют одного из главных документалистов США Майкла Мура впервые был награжден именно в Торонто. За всю историю фестиваля это единственный документальный фильм, получивший главный приз. В «Роджер и я» Мур формирует свой фирменный стиль, который использует и по сей день. Совмещая хроникальный материал с отрывками телепередач, комиксов и фильмов, режиссер преподносит зрителю трагическую историю реальной социальной катастрофы, случившейся в штате Мичиган, с сарказмом и тонким чувством юмора. На протяжении всего фильма Мур преследует главу компании General Motors Роджера Смита, чтобы спросить о причине закрытия огромного количества предприятий, повлекшего за собой массовую безработицу по всему штату. Впрочем, режиссер признавался, что фильм, несмотря на огромную для документального жанра кассу ($7 706 368), нисколько не продвинул расследование и не привлек должного внимания со стороны властей.
Король-рыбак / The Fisher King
Режиссер Терри Гиллиам, 1991
Первый американский фильм культового английского автора Терри Гиллиама получил главный приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто. На тот момент режиссер был известен, прежде всего, работой в составе культового «Монти Пайтона», в частности, фильмом «Монти Пайтон и Святой Грааль». В «Короле-рыбаке» Гиллиам возвращается к мифу о Святом Граале. Бывший учитель истории Пэрри (Робин Уильямс), а ныне городской сумасшедший, встречает разочарованного в себе и окружающих Джека Лукса (Джефф Бриджес) и просит его о помощи в поиске реликвии, предположительно, находящейся в доме нью-йоркского миллиардера. Сквозной сюжет об очищающей мечтательности и праведном сумасшествии Гиллиам наполняет мифами и преданиями, попутно посмеиваясь над ними не меньше, чем над современной цивилизацией.
Жизнь прекрасна / La vita è bella
Режиссер Роберто Бениньи, 1997
Один из главных фильмов о холокосте стал победителем практически всех фестивалей, включая Торонто. Основанный на биографическом романе узника Освенцима Рубино Ромео Сальмони «Я победил Гитлера», фильм Роберто Бениньи изобразил глубокую историческую трагедию в традициях феллинниевской буффонады и абсурда, с помощью которых только и возможно преодолеть оживший кошмар лагерей смерти. Заключенные в одном из них отец и сын воображают игру, в которой все происходящее вокруг — лишь большая инсценировка. По правилам, победить может только тот мальчик, что не попадется на глаза надзирателям. С этим фильмом, наравне с Орсоном Уэллсом и Вуди Алленом, Роберто Бениньи был номинирован на «Оскар» сразу в трех номинациях: актер, режиссер и сценарист.
Красота по-американски / American Beauty
Режиссер Сэм Мендес, 1999
Еще один дебют, прогремевший на кинофестивале в Торонто, прежде чем попасть в основные списки «Золотого глобуса» и затем «Оскара». Театральный режиссер Сэм Мендес решил взяться за полнометражный фильм об Америке после просмотра «Париж, Техас» Вима Вендерса, вдохновившись тем, как немецкий режиссер мифологизировал широкие просторы страны и связал их с современностью. Герой Кевина Спейси — 42-летний рекламный агент Лестер Бернем, переживающий кризис среднего возраста. В его образе Мендес обличает последние остатки «американской мечты» и мечты среднего класса о счастливой семейной жизни. Внезапная любовь к молодой красавице из группы поддержки изменяет его жизнь навсегда. Фильм насыщен аллюзиями на живопись литературу, в первую очередь на «Лолиту» Набокова.
Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон / Wo hu cang long
Режиссер Энг Ли, 2000
Самый кассовый иностранный фильм за всю историю американского проката первым делом прогремел на фестивале в Торонто. «Крадущийся тигр», снятый в копродукции с США — оммаж главному китайскому историческому жанру уся (приключенческое фэнтези) с составом лучших национальных звезд (Чоу Юнь-Фат и Мишель Йео). Фильм, прежде всего, обязан своей популярностью знаменитому хореографу Юнь Ву-Пингу, за год до этого прославившегося постановкой трюков в «Матрице». Сквозным мотивом является история возлюбленных, разделенных социальными нормами. Все это приправлено фирменным китайским фэнтези о поиске магического меча. Критики также отмечают сходство «Крадущегося тигра» со структурой американского вестерна, что также повлияло на теплый прием фильма на западе.
Амели / Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain
Режиссер Жан-Пьер Жене, 2001
Режиссер Жан-Пьер Жене задумал историю о юной парижанке Амели еще в 1974 году, когда решил собирать истории и воспоминания знакомых и случайных встречных. «Амели» во многом определила направление французской комедии, ее успех и по сей день не дает покоя молодым кинематографистам, а актриса Одри Тоту навсегда будет ассоциироваться с главной героиней. Путь к мировой славе, после триумфа в родном прокате, начался с фестиваля в Торонто, где Жене и получил главный приз и овации критиков. Ироничная и нарочито причудливая история Амели полна обаятельных сюжетов и деталей, отсылок к классике французского кино и особого парижского шарма.
Затоiчи / Zatôichi
Режиссер Такеши Китано, 2003
Слепой странствующий массажист Затойчи, умеющий ко всему прочему ловко обращаться с мечом, — персонаж, глубоко укоренившийся в японской культуре. Режиссер Такеши Китано использует сюжет в характерном стиле, полном насилия и крови. Впрочем, как и в других фильмах японца, жестокость здесь является частью картины мира, конфликта добра и зла, прошлого и настоящего. К моменту выхода «Затоiчи» Китано уже был признанным классиком мирового кино, именно этот фильм стал, на данный момент, последний крупным успехом автора, завоевав главный приз не только в Торонто, но в Венеции. Особенно запоминается финальная сцена картины, в которой традиционный театр кабуки сочетается с почти негритянскими народными танцами.
Порок на экспорт / Eastern Promises
Режиссер Дэвид Кроненберг, 2007
Премьера фильма Дэвида Кроненберга о русской мафии состоялась на фестивале в Торонто, где он и завоевал главную награду. Несмотря на обостренную «клюквенность», «Порок на экспорт» использует мифы о русской мафии для других целей. Кроненберг утверждал, что ему было важно показать гомосексуальную природу любых мужских группировок, будь то мафия или футбольная команда. Но и не обращая внимания на фрейдистские мотивы, «Порок на экспорт» представляет собой крепкую работу с сильным актерским составом, включая Вигго Мортенсена, Наоми Уоттс и Венсана Касселя. К слову, Мортенсен серьезно готовился к этой роли: путешествовал по России, читал книги о ворах в законе. Актер ходил загримированный по улицам, удивляя прохожих огромным количеством татуировок.
Король говорит / The King’s Speech
Режиссер Том Хупер, 2010
Один из самых обласканных наградами и критикой фильмов последнего десятилетия начал свое восхождение к славе именно с премьеры в Торонто. История британского короля Георга VI, измученного заиканием и неврозами накануне коронации, снята в самых традиционных формах английского кино. Прекрасный актерский состав (Колин Ферт, Джеффри Раш и Хелена Бонэм Картер), тонкий юмор и сдержанная режиссура. Путешествие в закулисье царской жизни умело сыграло на ностальгических чувствах по утраченному времени аристократии и высоких манер. Немудрено, что Том Хупер, впервые номинированный на «Оскар», получил статуэтку за лучшую режиссуру и лучший фильм.