Баффи — истребительница вампиров / Buffy the Vampire Slayer
Режиссер: Фрэн Рубел Кузуи, 1992
Вклад фильма о Баффи Саммерс — пятнадцатилетней школьнице из Лос-Анджелеса — в культуру 90-х переоценить невозможно. Эта история не просто запустила одноименный комикс и сериал, который с успехом шел в эфире целых семь лет. И не просто презентовала миру парочку будущих звезд Голливуда (речь о Бене Аффлеке и Хилари Суонк, которые дебютировали в эпизодах). Картина о девочке, дающей отпор вурдалакам в перерывах между уроками и чирлидингом, подбросила хворосту и угля в угасающий интерес к теме вампиров, который уже в новом веке вспыхнул до самых небес. «Сумерки», унаследовавшие многие черты истории Баффи, уверенно входят в топ-20 самых прибыльных франшиз мирового кино.
Большой переполох в маленьком Китае / Big Trouble in Little China
Режиссер: Джон Карпентер, 1986
Первый вариант сценария, написанный дебютантами Гари Голдманом и Дэвидом Вайнштейном, походил скорее на мистический вестерн: главный герой был выписан как типичный ковбой, а события разворачивались в 80-х годах позапрошлого века. Испугавшись, что история о минувших днях не найдет отклика к зрительском сердце, боссы 20th Century Fox перевели картину в жанр городского фэнтези: история о могущественном колдуне и духах стихий получила декорации современного Сан-Франциско. Несмотря на то, что в прокате фильм провалился, да с треском (всего $11 млн сборов при вдвое большем бюджете), на домашних экранах он прошел на ура, а в любви к «Большому переполоху» до сих пор признаются то критики, то звезды боевиков уровня Дуэйна Джонсона.
Бросив смертельный взгляд / Cast a Deadly Spell
Режиссер: Мартин Кэмпбелл, 1991
Кажется, целая вечность прошла с тех времен, когда канал HBO (тот, что специализируется на умных, ярких, рискованных сериалах) производил телепродукцию такого формата. «Бросив смертельный взгляд» — полуторачасовой телемувик, далекий от эпитета «выдающийся», но и не совсем проходной. Сама Джулианна Мур отметилась в нем на заре своей актерской карьеры, а режиссера Мартина Кэмпбелла вскоре после выхода фильма привлекли к работе над бондианой («Золотой глаз», «Казино Рояль»). Нетривиальна и тема, выбранная для этого фэнтезийного детектива с комедийными элементами: частный сыщик, названный в честь писателя Говарда Лавкрафта, разыскивает магическую книгу, которая позволит его обладателю повелевать миром. Любопытный нюанс заключается в том, что действие происходит в альтернативном Лос-Анджелесе 1940-х, населенном демонами, колдунами, зомби и заклинателями вуду.
Власть огня / Reign of Fire
Режиссер: Роб Боумен, 2002
В 2002-м британская столица еще активней, чем прежде, отбивалась от нечисти, рушилась и горела. В эпическом хорроре Дэнни Бойла по ее опустевшим улицам прогуливались ходячие мертвецы («28 дней спустя»), в фэнтезийном боевике «Власть огня» над силуэтами ее разрушенных зданий парил настоящий дракон, которого ненароком пробудили лондонские метростроевцы. Покорить мировой бокс-офис картине Роба Боумена, как ни странно, не удалось — несмотря на ожидаемо яркую игру дуэта МакКонахи-Бэйл и неожиданно яркие спецэффекты: даже питомцы, вскормленные Дейенерис Таргариан, уступают с точки зрения реалистичности драконам из «Власти огня».
Гарри Поттер и философский камень
Гарри Поттер и философский камень / Harry Potter and the Sorcerer’s Stone
Режиссер: Крис Коламбус, 2001
Благодаря одному из самых популярных литературных героев, который доказал, что подростки могут с интересом читать не только сообщения в соцсетях, по настоящему Лондону теперь водят экскурсии имени Гарри Поттера. По местам, которые приняли участие в съемках франшизы. Ни один поклонник поттерианы не покинет британскую столицу, не взглянув на Дом рептилий, где Гарри учился общаться со змеями, вокзал Кинг-Кросс с его знаменитой платформой 9¾ и Австралийский дом, который играл роль банка «Гринготтс».
Зачарованная / Enchanted
Режиссер: Кевин Лима, 2007
Решив, что диснеевская принцесса Жизель должна быть сослана из мультипликационной страны непременно в Нью-Йорк, создатели «Зачарованной» собственноручно подложили себе большую свинью. Город, непрестанно меняющий свой внешний вид — то стройка, то реконструкция, то новый бутик в самом центре, — осложнял рабочие будни членов съемочной группы. Однако их усилия себя оправдали чуть больше чем полностью. Именно в декорациях современного Манхэттена месседж диснеевской сказки раскрылся как на ладони: даже на улицах делового Нью-Йорка есть место для песен, чудес и прекрасного принца.
Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit
Режиссер: Роберт Земекис, 1988
Местом действия самого необычного фильма Земекиса стал фэнтезийный Лос-Анджелес 1947 года, в котором анимационные герои живут бок-о-бок с людьми: заводят любовные связи, боятся смерти (наступающей от смеси бензола, ацетона и скипидара), стреляют из револьверов и играют в кино. Воссозданный на экране мир получился настолько реальным, что младший сын Боба Хоскинса — исполнителя одной из главных ролей — объявил отцу двухнедельный бойкот. Причиной, как выяснилось позже, стала обида, которую затаил мальчик в душе: где это видано — работать на одной площадке с такими мультяшками, как Багз Банни и Микки Маус, и не пригласить ни одного из них в гости?
Мастер и Маргарита
Режиссер: Владимир Бортко, 2005
О «Мастере и Маргарите» — в предисловии к одному из неизданных сборников произведений Булгакова — было написано приблизительно так: реальное и фантастическое в этой книге переплетаются в самых неожиданных формах. Наслаждаться этими формами хорошо бы, конечно, читая оригинальный роман. Но подойдет и экранный пересказ, созданный Владимиром Бортко, которого не упрекали по крайней мере в одном: в расхождении с первоисточником. От прочих историй, в которых реальность вплетают в сказочный вымысел, «Мастер и Маргарита» отличается принципиально: булгаковский вымысел уже давно стал частью реальной Москвы. Почти невозможно пройти по Патриаршим прудам, не вспомнив, что именно здесь известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный впервые встретились с дьяволом и его свитой.
Ночной дозор
Режиссер: Тимур Бекмамбетов, 2004
Когда братья Крестовские — те, что из Uma2rman — пели на титрах про темные улицы, по которым «летит Ночной Дозор», ни для кого не было секретом, что речь идет об улицах нашей столицы. Присутствие Москвы ощущается чуть ли не в каждом кадре бекмамбетовского блокбастера, герои которого пьют кровь на Рижском рынке, гоняются за нечистью по облепленной рекламой Тверской и ходят на работу в свою резиденцию, расположенную на Садовом кольце — в конструктивистском здании Министерства Сельского Хозяйства.
Охотники за привидениями / Ghost Busters
Режиссер: Айвен Райтман, 1984
Дряхлая машина скорой помощи 50-х годов, на борту которой находятся излучатели плазмы и группа борцов с потусторонними силами, колесит исключительно по Нью-Йорку. При этом девять из двенадцати съемочных недель команда, работавшая над «Охотниками за привидениями», провела в Калифорнии, и только три — на Восточном побережье. Чтобы запечатлеть главные нью-йоркские достопримечательности, этого времени хватило с лихвой. В кадре — Центральный парк, Таймс-сквер, Линькольн-центр, висячий Манхэттенский мост и знаменитая публичная библиотека, в которой героям картины впервые является призрак.
Конечно удивил малехо "Мастер и Маргарита" (представляю как ТАМ Булгаков к Толкиену подходит с 0,5 и так: - Ну , давай, Джонни ! Мы ттерь коллеги ! ), ну и "Власть огня" скорее "Фэнтези в том, что осталось от города" (хотя фильм шикарный. Где еще можно увидеть лысо-пузатого как Бармалей Макконахи и нормального, не худо-рахита-дрыща-жирдяя-наркомана-качка-Бэтмена, КРистиана Бэйла, да еще и с драконами ! ). PS: Не видал только Кэмпбеллов "Смертельный взгляд". Все остальное как минимум не скучно, культово и интересно. PPS: Ждем критиканов. Глядишь еще о паре вкусных city-fantasy узнаем.