Люси Ханичерч
«Комната с видом» / A Room With a View, 1985
Режиссер Джеймс Айвори
Хелене Бонем Картер было всего 19 лет, когда она оказалась в главной роли в успешной (три «Оскара» и приличная касса) экранизации одноименного романа Э.М. Форстера в компании Мэгги Смит, Джуди Денч и Денхолм Эллиот. Ее героиня Люси Ханичерч — девушка из респектабельной семьи, ставящей во главу угла традиции и манеры. Юная леди знакомится с эмоциональным и открытым Джорджем Эмерсоном (Джулиан Сэндс), между ними пробегает искра, но, как водится, Люси предстоит выбрать, выйти ли замуж за «более подходящего по статусу» самовлюбленного сноба Сесила Вайза (Дэниел Дэй Льюис) или пойти против семьи и прислушаться к себе. После выхода ленты за актрисой тут же закрепилось амплуа «английской розы» и «королевы корсетов», с которым ей предстояло иметь дело еще долгое время.
Офелия
«Гамлет» / Hamlet, 1990
Режиссер Франко Дзефирелли
Дзефирелли позвал Хелену Бонем Картер составить пару Гамлету Мела Гибсона, который уже был большой звездой благодаря «Безумному Максу» и «Смертельному оружию». Актриса обрадовалась возможности сделать свою героиню более сильной, чем ее обычно трактуют, показать ее крепкий дух — и ей это удалось, несмотря хрупкую, почти детскую внешность. Сцены безумия удались особенно хорошо, а вот эпизод смерти снимали четыре дня: «Было непросто оставаться неподвижной все время, — рассказывает Картер, — но еще сложнее было удержаться от смеха. Когда Франко, наконец вспомнив обо мне, навел на меня камеру и решил подуть на мое лицо, как херувим, я не смогла себя контролировать, и расхохоталась». Позже Картер сыграла еще одну шекспировскую героиню, Оливию в кинопьесе «Двенадцатая ночь».
Кейт Крой
«Крылья голубки» / The Wings of the Dove, 1997
Режиссер Иэн Софтли
Первую номинацию на «Оскар» Хелене Бонем Картер принесла роль Кейт Крой — обедневшей аристократки, решившейся на аферу ради возможности выйти замуж за любимого, но бедного журналиста Мертона. «Крылья голубки» — одна из наиболее удачных адаптаций романа Генри Джеймса. Игра Бонем-Картер — зрелая и эмоциональная, а Кейт в фильме получилась более мягкая, чем в книге. Ею движет отчаяние, а не холодный расчет. «В Англии вся киноиндустрия построена на экранизациях, — иронизирует Картер. — Ты либо героиня романа, либо персонаж фильмов Кена Лоуча или Майка Ли. Больше у нас в стране ничего не производится. Зато, если задуматься, помимо красивых костюмов, это тексты великих авторов, хорошо прописанные герои, да и у женщин зачастую в них главные роли».
Марла Сингер
«Бойцовский клуб» / Fight Club, 1999
Режиссер Дэвид Финчер
С середины 1990-х Хелена Бонем Картер старается уйти от однотипных образов: она снимается у Вуди Аллена в «Великой Афродите» в роли его жены, нервической галеристки. Изображает прикованную к инвалидной коляске девушку в «Теории полета» Пола Гринграсса. Но окончательно преображается и привлекает к себе всемирное внимание благодаря Марле Сингер. Склонная к суициду подружка главного героя одевается в черное, редко причесывается, густо красит глаза, не вынимает изо рта сигарету и посещает собрания групп поддержки раковых больных. Хелена переходит на темную сторону, не боится быть гротескной, нелепой, оставаясь при этом притягательной. Актриса была не первым вариантом Дэвида Финчера на роль Марлы. Он хотел Джанин Гарофало, продюсеры мечтали заполучить звезду типа Вайноны Райдер или Риз Уизерспун, пока Брэд Питт не показал режиссеру эротическую сцену из «Крыльев голубки» с настоятельной просьбой обратить внимание на талантливую девушку. Финчер был поражен эмоциональным спектром Бонем Картер. «Я долго сомневалась насчет роли, — рассказывает Хелена, — но потом решила, что у этой героини должно быть большое сердце, иначе она просто ходячий кошмар. И уговорила себя. Ну и к тому же, приятно, знаете ли, что кто-то наконец разглядел меня за корсетами».
Ари
«Планета обезьян» / Planet of the Apes, 2001
Режиссер Тим Бертон
В 2000 году произошло судьбоносное знакомство Хелены Бонем Картер с Тимом Бертоном, ее будущим многолетним творческим и романтическим партнером. Во всех интервью она вспоминает звонок от режиссера: «Возможно, тебе покажется странным, но ты первая, кого я представил в роли обезьяны». Актриса была готова к любым преображениям. Для подготовки к роли шимпанзе Ари, защитницы прав человека на Планете обезьян, ей пришлось посещать «обезьянью школу», где учили правильно ходить, держаться и двигаться. На грим каждый день уходило не мене четырех часов, а из-за того что на лицо была натянута резиновая маска, средства экспрессии были ограничены выражением глаз. «Было очень весело работать над этим фильмом, — вспоминает Картер, — но, в то же время, невероятно тяжело».
Беллатриса Лестрейндж
«Гарри Поттер и Орден Феникса» / Harry Potter and the Order of the Phoenix, 2007
Режиссер Дэвид Йейтс
Партия Беллатрисы Лестрейндж досталась Хелене Бонем Картер почти случайно: утвержденная на роль Хелен МакКрори самоустранилась в связи с беременностью (позже вернувшись в образе Нарциссы Малфой, сестры Беллатрисы). И это, пожалуй, одна из самых зловещих и кровожадных героинь, сыгранных актрисой. Огромная копна волос с седым локоном, испортившиеся за время отсидки зубы, дьявольский смех — все способно до смерти напугать любого ребенка. «Мне кажется, она получилась более безумной, чем должна быть, — говорит Картер. — Я хотела сделать ее ярче, такой дикаркой. И сама придумала этот кожаный корсет, напоминающий амазонок. Беллатриса же воительница. Я хотела, чтобы она стала сексуальной и в то же время отталкивающей: когда-то она была очень привлекательной, но то время прошло». Джоан Роулинг, кстати, оценила работу актрисы.
Миссис Ловетт
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» / Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street, 2007
Режиссер Тим Бертон
Тим Бертон нашел себе музу для воплощения своих макабрических фантазий и начал снимать ее во всех своих проектах. Уже случились «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика» и «Труп невесты». Когда режиссер задумал экранизировать знаменитый мюзикл 1979 года, он осторожно сообщил Хелене, что может взять ее на роль миссис Ловетт, если она пройдет прослушивание у Стивена Сондхайма, оригинального создателя «Суинни Тодда». Актриса обожала мюзиклы, мечтала в них поучаствовать и особенно рьяно хотела получить эту роль, несмотря на то, что никогда раньше не пела. Три месяца актриса занималась вокалом и в итоге обошла на финишной прямой Аннет Бенинг и Тони Коллетт. «Это было лучшее, что случилось со мной, — вспоминает она. — Я не могла поверить. И Тим тоже. Он чуть не расплакался, и я вслед за ним». За образ обезумевшей от любви сообщницы цирюльника-убийцы Суинни Тодда (Джонни Депп), помогавшей избавляться от трупов, пуская их на начинку для пирогов, Хелена Бонем Картер получила номинацию на «Золотой глобус».
Красная королева
«Алиса в Стране чудес» / Alice in Wonderland, 2010
Режиссер Тим Бертон
Красная королева — производное от кэрролловских Красной и Червонной королев — раздражительная тиранша из Страны чудес, которая боится, что на ее трон покушается безобидная Алиса (Миа Васиковска). В качестве примеров для подражания Тим Бертон посоветовал Хелене Бонем Картер посмотреть на Бетт Дэвис в образе королевы Елизаветы I в «Частной жизни Елизаветы и Эссекса», а также на Фэй Данауэй в роли Джоан Кроуфорд в «Дорогой мамочке». Кроме этого, по словам Хелены, она вдохновлялась своей дочерью Нелл: «Она настоящий тиран! У детей отсутствует чувство сострадания к кому бы то ни было». В общем, кричать актрисе на площадке приходилось так много, что к концу рабочего дня голос пропадал. Что касается внешних атрибутов, то отличительной чертой Ирацибеты Мрамореальской (так зовут героиню) является непропорционально огромная голова. Ее «надували» с помощью специальной камеры, а грим — завышенная линия волос, парик и яркий макияж — занимал около 2,5 часов.
Елизавета, королева-мать
«Король говорит!» / The King’s Speech, 2010
Режиссер Том Хупер
В тот же год в карьере Хелены Бонем Картер появилась еще одна королева. Она же принесла ее вторую оскаровскую номинацию. Актриса несколько раз отказывала Тому Хуперу, так как была занята на площадке «Гарри Поттера и Даров Смерти», но он был крайне настойчив. Картер пришлось нарушить все правила и приходить на площадку «Короля» в выходные от «Поттера» дни. «Мой сын спрашивал меня: «Ты завтра будешь ведьмой или королевой?» Вот такой была моя жизнь», — впоминала Хелена.
Эта монаршая особа сильно отличается от сказочной, она-то знакома с правилами хорошего тона. Супруга короля Георга VI и мать Елизаветы II была очень популярна в народе, в том числе за моральную поддержку во время Второй мировой войны (она оставалась в Лондоне во время бомбежек). Она сопровождала мужа в официальных поездках, и именно она нашла ему терапевта, австралийца Лайонела Лога, лечившего его от заикания, — этот сюжет стал основой фильма Хупера. Картер однажды видела Елизавету: это случилось в самом начале ее карьеры, на премьере «Комнаты с видом», когда королеве было 85 лет (она дожила до 101-го).
Элизабет Тейлор
«Бертон и Тейлор» / Burton & Taylor, 2013
Режиссер Ричард Лакстон
Всего через пару лет после смерти Элизабет Тейлор на телеэкраны вышел байопик об ее отношениях с Ричардом Бертоном (Доминик Уэст). Пара женилась и разводилась два раза, а по сюжету фильма они встречаются в 1983 году, после пяти лет разлуки, в бродвейской постановке «Частные жизни» Ноэла Кауарда. Им уже за 50, они в браке с другими, но между ними еще не все остыло. Картер акцентирует внимание на том, что внешнее сходство не было важным в этой истории, она даже решила поместить знаменитую тейлоровскую мушку на другую щеку. «Я хотела, чтобы это был коллаж, этюд, дань уважения. Даже помыслить не могла о том, чтобы имитировать ее, потому что я не она». Важно было передать ее яркую индивидуальность, звездный ореол. Перед съемками Хелена советовалась со своим астрологом и с медиумом, слушала и смотрела записи с Тейлор, читала множество книг, в том числе биографию «Безумная страсть» Сэма Кашнера и Нэнси Шоенбергер. Усилия не прошли даром — на счету актрисы появилась еще одна — и последняя на сегодняшний день — номинация на «Золотой глобус».
Там плохо практически всё. Да, там множество прекрасных актеров, но по-моему мнению все они не на своих местах. Прежде всего я был разочарован игрой Мела Гибсона. Его принц Датский одним махом перечеркнул для меня все сыгранные им до этого роли, всё за что я его до этого любил и чем восхищался... Гибсон может там и сомневающися Гамлет, но сомнение, это не единственное душевное состояние персонажа, который мечется между любовью и жаждой мести, что приводит его на тонкую гранью сумасшествия... Вообщем, Гибсон весь этот спектр душевных состояний в одной роли не осилил Для меня -только "Страсти Христовы" и уважение к Гибсону, как к талантливому и неординарному режиссеру стало по крупицам возвращать моё доверие к Гибсону-актёру. Хелен Бонем Картер мне там тоже не понравилась.
Вот Гленн Клоуз была как всегда великолепна!
Всё остальное... А вообще ничто не сравнится с "Гамлетом" Григория Козинцева.
И ни Кеннет Брана, и даже ни Лоуренс Оливье - не сравнятся с блистательной игрой Иннокентия Смоктуновского Кстати, К слову,
Лучшим западным "Гаметом", что я видел на телевидении/кино - это в исполнении Пола Гросса (из "Строго на юг") в "Пращах и стрелах" ( Slings & Arrows). И вообще этот сериал выдает блистательный мастер-класс о том как правильно ставить (на театральных подмостках) Шекспира