«Фрэнк» / Frank
Режиссер Ленни Абрахамсон, 2013
Ирландский режиссер Леонард Абрахамсон собаку съел на демонстрации разных форм человеческих отклонений. Его «Адам и Поль» — о буднях дублинских наркоманов, «Заправка» — о слабоумном, но неунывающем уборщике заправочной станции. В образе заглавного героя картины «Фрэнк» он и вовсе объединил безумства трех музыкантов прошлого века. Там улавливаются черты и великого импровизатора Дэниела Джонстона, всю жизнь страдавшего маниакальной депрессией и шизофренией, и эксцентричного рок-музыканта Капитана Бифхарта, который на восемь месяцев увез свою группу в уединенном доме, чтобы творить и выполнять странные физические упражнения. А имя и картонная голова, с которой персонаж Майкла Фассбендера не расстается вплоть до финальных сцен, — наследие британского музыканта Фрэнка Сайдботтома, которому, по признанию сценариста Джона Ронсона, как раз и принадлежала идея этого фильма. В титры, впрочем, он не попал. Не дожил до выхода «Фрэнка» три года.
«Жизнь в розовом цвете» / La môme
Режиссер Оливье Даан, 2007
Она росла в трущобах, в борделе и за кулисами цирка. Пела на улицах с девятилетнего возраста. Ослепла и вновь увидела свет. Вышла на сцену. Подарила миру свой голос. И услышала бурные аплодисменты. Ее называли «парижской малышкой», «глазастым чудом», «неограненным алмазом». И избранная режиссером Оливье Дааном структура (нелинейный рассказ, в котором зритель знакомится с жизнью Эдит Пиаф вне всяческой хронологии) нагляднейшим образом демонстрирует, что никому не удалось этот алмаз «огранить». Покинув трущобы и завоевав титул королевы французской песни, она лишь ощетинилась и загрубела. На восхищенный возглас «Мне так нравится, что вы делаете!» она без лишних раздумий могла ответить: «А мне не нравится ваша рожа». Однако на сцене ей не было равных. Равно как в 2007-м не нашлось равных Марион Котийяр — второй актрисе в истории «Оскара», которой вручили награду за роль, сыгранную не на английском.
«Переступить черту» / Walk the Line
Режиссер Джеймс Мэнголд, 2005
Хотя про Элвиса Пресли снято несколько отдельных байопиков, о нем никогда не упускают возможности упомянуть, пусть мельком, в чужом биографическом фильме. В удачной во всех отношениях ленте о легендарном кантри-певце Джонни Кэше (три «Золотых глобуса», в том числе в номинации «Лучший фильм») король рок-н-ролла, сидящий в тени за кулисами концертного зала, предлагает главному герою отведать картошки с перцем. Отвергнув столь безобидное предложение, кантри-певец не смог устоять перед другим: на одной из вечеринок его убеждают попробовать амфетамины (дескать, сам Элвис их принимает). Дальнейшая история Джонни Кэша, называвшего себя исполнителем «христианского кантри», — это борьба с наркотической и алкогольной зависимостью, которая проходила на фоне метаний между семьей и любовницей. Примечательно, что свой лучший альбом он записал ровно тогда, когда борьба завершилась, а любовница, певица Джун Картер, стала его законной женой.
«Стать Джоном Ленноном» / Nowhere Boy
Режиссер Сэм Тейлор-Джонсон, 2009
Без упоминания о короле рок-н-ролла не обошлась и эта картина (даром что в центре внимания — не менее культовая фигура мирового шоу-бизнеса). «Черт побери, ну почему Бог не создал меня Элвисом?» — восклицает главный герой. И слышит в ответ: «Он приберег тебя для Джона Леннона». Пройдет всего десять лет, и он заявит в интервью газете Evening Standard, что группа The Beatles стала популярнее самого Иисуса. Но здесь, в картине «Стать Джоном Ленноном», мы видим лишь самые первые шаги величайшего британского музыканта. Ему пятнадцать. Он прогуливает школу, ворует пластинки, носит прическу а-ля Элвис Пресли, учится играть на гитаре и презирает все, что не рок-н-ролл.
«Меня там нет» / I'm Not There.
Режиссер Тодд Хейнс, 2007
Люди в белых халатах, больничная каталка с уже бездыханным телом, яркая потолочная лампа и скальпель, который плавно скользит по груди, — с этой картинки стартует один из самых оригинальных байопиков мирового кино, автор которого, Тодд Хейнс, препарирует живую легенду по имени Боб Дилан. «Вот он лежит, — сообщает безучастный закадровый голос. — Поэт, пророк, изгой, мошенник, звезда электронной музыки, раздетый толпой…» Разрезав личность Дилана на шесть приблизительно равных частей, Хейнс сплел этот фильм из шести разных историй, в которых одна актриса (Кейт Бланшетт) и пять актеров олицетворяют определенные периоды жизни и творчества музыкального гения. В этом фильме чистый абсурд соседствует с документальной стилистикой, цветное изображение — с черно-белым, правда — с вымыслом. «Думаете, режиссера волновало, поймет ли публика его замысел? — вопрошал сам Боб Дилан, всецело поддержавший этот проект. — Мне вот кажется, что ему было плевать. Он просто хотел сделать хороший фильм». И надо признать, что это у него получилось.
«Рэй» / Ray
Режиссер Тейлор Хэкфорд, 2004
В 1948-м — за тридцать лет до того, как песня Georgia on My Mind в исполнении Рэя Чарльза была объявлена гимном южного штата Джорджия — жизнь чернокожего парня, лишенного зрения, не стоила ни гроша. Тем большее впечатление производит история Рэя, которую режиссер Тейлор Хэкфорд начинает как раз на излете 1940-х. Где-то там, впереди, — 70 альбомов, 17 премий «Грэмми» и гастроли по всему свету. В прошлом — жизнь в нищете, трагическая гибель брата и наставление матери-прачки: «Ты не будешь вкалывать за кусок хлеба». И еще одно: «Обещай, что ты никогда никому не позволишь калечить тебе жизнь». Он обещал, и лишь от самого Рэя Чарльза не смог себя защитить: наркотики — как лекарство от слепоты, женщины — как бегство от одиночества. Несколько арестов, скончавшаяся от передоза любовница и мучительная реабилитация в клинике Святого Франциска привели эту историю к финальному хэппи-энду. Не хватило каких-то трех месяцев, чтобы до премьеры этого фильма дожил его главный герой.
«Генсбур. Любовь хулигана» / Gainsbourg (Vie héroïque)
Режиссер Джоан Сфар, 2010
Режиссер Джоан Сфар, который больше известен во Франции как комиксист, решил представить биографию любвеобильного музыканта Сержа Генсбура в виде мистической сказки. И потому, что в рамках классического байопика он не мыслил этого персонажа. И потому, что его яркая, на первый взгляд, жизнь оказалась скучноватой для полного метра: Серж Генсбур жил в окружении самых красивых женщин эпохи, писал красивые песни, пробовал новые стили, хорошо зарабатывал. Скучно, не так ли? Мистический двойник певца, именуемый в фильме Рожей (это уродливое носатое существо, символизирующее внутренних демонов, иначе и не назвать), был призван как раз для того, чтобы в новом свете представить жизнь успешного шансонье. Жизнь, в которой не было ни громких провалов, ни серьезных трагедий, ни (на худой конец) наркозависимости, на которой зиждется каждый второй музыкальный байопик.
«Каллас навсегда» / Callas Forever
Режиссер Франко Дзеффирелли, 2002
Француженка Фанни Ардан — из числа тех людей, которые предпочитают петь в ванной, дабы не смущать почтенную публику отсутствием вокальных данных. Но так уж случилось, что именно ей поручили воплотить на экране Марию Каллас — одну из величайших оперных див XX века. Во всех музыкальных сценах Ардан лишь старательно открывает под фонограмму рот (в чем никто никогда не посмеет ее упрекнуть). Но ирония в том, что то же самое проделывает, согласно сюжету, ее героиня. Проблемы с голосом, которые появились у Каллас в начале 60-х, заставили ее удалиться от мира: спрятавшись в парижской квартире и завернувшись в домашний халат, она бесконечно пересматривает запись одного из последних концертов («Чтобы не забыть о провале»). В этом полукоматозном состоянии ее застает Ларри Келли — верный друг и по совместительству музыкальный продюсер. Чтобы воскресить Марию Каллас, он предлагает ей сниматься в кино, используя старые записи. «Но ведь это подделка!» — будет сокрушаться в финале певица. «Как и все исполнительское искусство, — ответит ей мудрая экономка. — Когда ты пела в своей опере, разве перед тобой стояли не нарисованные декорации?»
«Контроль» / Control
Режиссер Антон Корбайн, 2007
«Joy Division? А что это значит?» — интересуется сотрудник студии звукозаписи. «Это название борделя, куда немецкие солдаты наведывались во время войны», — объясняет лидер новорожденной группы Иен Кертис и отправляется записывать свой первый альбом. Первый из двух — три года спустя, оправившись от очередного эпилептического припадка, 23-летний музыкант повесится на собственной кухне, и в истории группы будет поставлена жирная точка. Ее скромного наследия, впрочем, окажется достаточно, чтобы Кертис вошел в историю музыки с громогласным титулом «крестный отец постпанка и готик-рока». Стилистика, которую голландец Антон Корбайн избрал для того, чтобы поведать нам его биографию, кажется единственно верной: монохромное изображение, беспросветно депрессивные композиции, меланхоличный, подчеркнуто безучастный закадровый голос.
«Внутри Льюина Дэвиса» / Inside Llewyn Davis
Режиссеры Итан Коэн, Джоэл Коэн, 2012
Мемуары американского фолк-музыканта Дэйва ван Ронка, который добился признания самого Боба Дилана, но всю свою жизнь продавал пластинки мизерным тиражом, не могли не вдохновить братьев Коэн: истории обаятельных неудачников — их главный конек. Переименовав героя в Льюина Дэвиса, они сделали фильм об аутсайдере из мира шоу-бизнеса, у которого нет ничего, кроме гитары, коробки с нераспроданными пластинками и надежды на светлое будущее. «Бросить музыку? Вернуться на флот и просто существовать?» — искренне изумляется герой Оскара Айзека во время беседы с сестрой. Приземленная женщина лишь пожимает плечами: «Так делают все, кто не блистает в шоу-бизнесе». Ближе к финалу, устав от чужих диванов и творческих неудач, он-таки попробует пополнить ряды моряков. Но даже на этом пути персонажа Коэнов ждет оглушительная неудача.
"Сумасшедшее сердце" (2009)
"Солист" (2009) Кроме того есть такая малоизвестная неплохая киношка как: Любовь и милосердие (2014)