НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Интервью
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Дмитрий Дьяченко: «У нас не Голливуд. Но я бы не стал из этого делать трагедию»

    , 25

    «Киномания» поговорила с режиссером Дмитрием Дьяченко («Кухня», «О чем говорят мужчины») о состоянии российской комедии, наследии Пьера Ришара и о том, почему наши супергерои не спасают мир, а грабят банки

    Насколько я знаю, идее фильма уже много лет? Расскажите, как все начиналось.


    Продюсеры компании Yellow, Black and White Эдуард ИлоянАлексей ТроцюкДенис Жалинский и Виталий Шляппо сообща придумали снять такое кино довольно давно. Сценарная группа во главе со Шляппо еще до «Кухни» разрабатывала тему, но в итоге решили отложить. И сравнительно недавно материал предложили сценаристам Михаилу Местецкому и Алексею Казакову, которые фактически переписали все от начала и до конца — вплоть до набора суперспособностей.

    Но общий замысел — кинокомикс о семейных ценностях — не претерпел особых изменений

    Ну как сказать. Мне кажется, у нас получилось снять фильм о чем-то большем. Конечно, «СуперБобровы» — это кино о семье. Но и говорить, что слоган «Вместе мы сила» исчерпывающе описывает все содержание, было бы неправильно. Знаете, когда готовишь сложное блюдо, важно сохранить богатство оттенков вкуса. В фильме ровно так же должна быть палитра смыслов. 

    Для меня лично важен «ментальный» подтекст: наши герои — в общем, немного ленивые люди, которые сидят на печи в своем ветхом домике, страшно его ненавидят, но ничего с этим делать не хотят. И если б однажды не упал метеорит, так бы и жили в своих развалинах. 

    Вообще, многие вещи в фильме можно прочитать в таком символическом ключе. Вот Бобровы никак не могут расстаться с дедом (Владимир Толоконников). Человек он, прямо скажем, не из приятных - ярый сталинист, характер невероятно склочный, всех уже достал и всем надоел, а вот не получается отпустить, как бы он сам того не требовал. На уровне сюжета это, наверное, самая трагичная и трогательная линия в фильме. Но на уровне идей здесь зашифрована наша странная и не совсем здоровая особенность – мы не умеем отпускать давно отжившее. 

    И не так уж важно, почувствует ли зритель, что за каждым героем или сюжетным поворотом что-то стоит. Получится — прекрасно. Нет — тоже ничего страшного. Развлекательный слой — сам по себе очень мощный. 
    Сложно было снимать «супергеройское» кино с нашими бюджетами? 

    По российским меркам у нас бюджет был довольно приличный — где-то 110 млн рублей. Конечно, если сравнивать с Голливудом, это микроскопические деньги — меньше $2 млн. Но я бы не стал делать из этого трагедию. Кто сказал, что обязательно нужны гигантские бюджеты, чтобы делать хорошее кино? Нам надо смириться с тем, что у нас никогда не будет таких возможностей, как в Голливуде. Мы должны учиться побеждать «малой кровью» — талантом, идеями и знанием родной специфики. 

    В «СуперБобровых» мы старались расходовать средства как можно аккуратнее, чтобы в кадре был виден каждый потраченный рубль. Вообще, небольшой бюджет — это хорошая школа. Приходится выкручиваться, искать нестандартные ходы, применять необычные ракурсы съемки. Например, в финальной погоне мы расфигачили где-то 10 машин – они разлетаются, как игрушечные во все стороны, и создается ощущение чего-то реально масштабного.

    Как я понимаю, больше всего хлопот с технической точки зрения вызвала летающая героиня Ирины Пеговой? В Америке это бы все нарисовали на «зеленом экране», а у нас приходится работать вживую. 

    Совершенно верно. Большинство сцен мы снимали с помощью тросов. В следующий раз, когда будете смотреть китайский фильм с акробатическими поединками— примите к сведению, насколько это тяжкий труд. Каждый съемочный день сначала мы где-то два часа цепляли тросы, потом репетировали все трюки с каскадером и лишь тогда «подвешивали» Иру.

    Между дублями, конечно, мы ее спускали на землю, чтобы она могла походить и прийти в себя. Могу точно сказать, что другой артист с этим бы не справился. Нам с Ирой повезло — она на редкость спортивный и подтянутый человек. 

    Вот с «невидимой» Оксаной Акиньшиной основные сложности были уже на стадии постпродакшна — когда мы долго, кадр да кадром, на компьютере «вырезали» одежду, руки, ноги.

    А как сняли сцену с невидимой Акиньшиной, где она обнаженная средь бела дня на улице?

    Такие секреты я раскрывать не буду. Пусть зритель поломает голову (смеется)

    Ясно. Едем дальше. «СуперБобровых» поневоле будут сравнивать с «Отбросами» и «Хроникой». Вы к этому готовы? 

    Пусть сравнивают. Конечно, мы все заранее отсмотрели и приняли к сведению. Даже что-то позаимствовали. Например, из «Хроники» (а это чистый мокьюментари) взяли манеру такого «фантастического реализма» - это когда «нереалистичные» моменты снимаются предельно «реалистично» на ручную камеру. 

    В общем, сравнений не боимся. После просмотра «Бобровых» любому станет ясно, что фантастика и спецэффекты там не главное. Гораздо важнее — характеры, юмор, узнаваемая среда и отечественный колорит. 

    Самый важный вопрос, который возникает к фильму – почему русские супергерои, в отличие от западных коллег, не спасают мир, а идут грабить банк?  

    Потому что это реальность, а не сказка. Представьте на минуту: вот у вас вдруг появились сверхспособности. Чтобы вы сделали? Да то же самое. Человеческая природа так устроена, что вначале мы пойдем решать свои личные проблемы, набьем деньгами карманы, а потом раскаемся, пристыдимся и пойдем все возвращать обратно. И уже через раскаяние к нам придет понимание того, что в жизни действительно важно.

    На премьере вы сказали, что хотели привнести в свой фильм что-то от французской комедии. Можете пояснить? 

    Да, действительно, когда я снимал «СуперБобровых», то держал в голове комедии с Пьером Ришаром, Жераром Депардье и Луи де Фюнесом. Дело в том, что я вырос на этих фильмах. Мое детство прошло в Воронеже. Прямо напротив моей школы был кинотеатр «Заря», и я специально прогуливал первые уроки, чтобы смотреть там кино. 

    Почему-то «Заря» постоянно показывала именно старое кино. Индийское, прежде всего – «Зита и Гита», «Танцор диско», вот это все – и французские комедии. На них я мог ходить хоть 10 раз. Их отличало удивительное, неповторимое настроение. Тогда, в 1970-1980-е годы, французские режиссеры (Франсис Вебер в первую очередь) смогли найти какое-то правильное соотношение, в общем, нехитрых ингредиентов: гэги в духе Чарли Чаплина, теплота отношений между персонажами, капля грусти под лиричную музыку и ненавязчивая, но ощутимая социальная проблематика. 

    Все это есть и в «Папашах», и «Невезучих», и «Игрушке», и ни в одном случае до жесткой сатиры не доходит . Мне хотелось сделать что-то подобное с «Бобровыми» - веселое, легкое, но не беззубое. Кстати, в конце концов, мама узнала про прогулы и устроила мне за комедии чудовищный нагоняй (смеется).

    А вы чувствуете специфику современной русской комедии? Какая она, если попытаться описать в нескольких словах? 

    Она такая, какая есть (смеется). Вот, возьмем, Жору Крыжовникова – он снимает сознательно «народное» кино, местами грубоватое, нарочито утрированное, что не делает его фильмы менее прекрасными. У меня комедия, кажется, более философская, с налетом «интеллектуальности» что ли, и хорошо, что мы не похожи. Кто еще? Марюс Вайсберг (трилогия про 8 свиданий и «Любовь в Большом городе 1, 2, 3») – он снимает в легко узнаваемой, гротесковой манере, с оглядкой на Голливуд. 

    Есть и другие режиссеры, но в целом все работают в рамках этих трех направлений. Я себя ни в коей мере на вершину не ставлю, но мне лично, конечно, ближе то, что мы делаем с «Квартетом И». 
    К слову о «Квартете». Вы из-за «СуперБобровых» не стали снимать «День выборов 2»? 

    Да, Леонид Барац и Ростислав Хаит предлагали мне, но я не смог подстроиться по срокам. Я думаю, мы еще что-нибудь снимем вместе – у нас хорошие отношения, и если будет крутой сценарий, я не буду отказываться. Главное, в этот раз заранее утрясти график (смеется)

    Сериал «Кухня», где вы - один из создателей, завершается на шестом сезоне. Не жаль прощаться с проектом?

    Конечно, жаль. Мы так долго все придумывали, сочиняли, снимали, что иначе и быть не может. Но с другой стороны, дальше двигать сюжет просто некуда – за это время мы обыграли все возможные сюжетные комбинации. Уже все, кто могли, полюбили и разлюбили друг друга, обманули, предали, простили...

    Как же американские сериалы, которые длятся по 10 сезонов?

    С «Кухней» это невозможно. Она и стала настолько популярной потому, что очень насыщена событиями. В одну 20-минутную серию мы запихивали по три сюжетные линии. Другие сериалы, как правило, развиваются гораздо медленнее. Даже в американских ситкомах могут быть 3-4-минутные сцены разговоров. В «Кухне» все было очень быстро, динамично, поэтому мы так быстро израсходовали весь возможный запас ситуаций — а их, конечно, ограниченное количество.

    Но зрителей мы не бросим. Скоро на СТС выйдет спин-офф «Кухни» — «Отель», где вернутся многие персонажи сериала — и Костя с Настей, и Сеня с Федей, и прочие. Так что пугаться не надо. Это расставание не навсегда.

    КОММЕНТАРИИ 25
    Кто-нибудь прочитал от начала до конца?
    Я дочитал, и понял, этот режиссёр считает себя лидером комедийного жанра на данный момент, в России. А если проанализировать, то, страшно подумать, он не далёк от объективной реальности. Другой вопрос что он как бы снял с себя порчу тем, что оглядывается на французское кино, а не на Голливуд. А золотая эра семидесятых-восьмидесятых годов комедийного жанра в СССР мимо него видимо прошла. Зря я это сказал, а то оглядка на лучшие наши комедии приводит всегда к римейкам, а не к вдохновению на новые работы.
    Меня тоже расслабляет, что режиссер равняется на Францию, а не Голливуд. Но теперь надо смотреть фильм, что бы понять, стоит вообще этого режиссера слушать, или это еще один из "новых" русских, которые хотят грести бабло на дурачках. Единственное, что мне в нем не нравится, как он думает, что любой человек может быть уголовником. Это значит, что он сам блатного происхождения.

    А как сняли сцену с невидимой Акиньшиной, где она обнаженная средь бела дня на улице? Такие секреты я раскрывать не буду. Пусть зритель поломает голову (смеется).

    На наших глазах осиновый кол в сердце сайта вбивают. (((
    коллега, я вас, безусловно, уважаю, но вы только что киноманию с вампиром сравнили? :)
    Марсель Македонский, вот совершенно не к месту зацепились.

    коллега, я вас, безусловно, уважаю, но вы только что киноманию с вампиром сравнили? :)


    Марсель, вот ни разу не смешно, уж простите.
    ну хорошо :)
    хотел как-то снять негатив от вышенаписанного
    необходимо игнорировать подобный отстой и поменьше кликать на него другие виды фидбэка бессмысленны.
    Уважаемые Комрады, полностью согласен, текст совершенно не интересный, но давайте не будем детьми и расходиться по своим углам. В конце концов и от нас что-то зависит в какой-то мере, жечь глаголом как говорится. Искренне жаль будет потерять интересных и умных собеседников, которых днём с огнём. И надеюсь администрация постарается воздержаться от таких санкций как удаление комментов.
    рубрику возродили, с одной стороны. с другой показали какой она точно не должна быть.
    Текст неинтересный потому, что это реклама. Есть настоящие интервью, в которых люди говорят действительно что то настоящее для людей, а есть интервью для рекламы очередного фильма, где пишется все, что попало, лишь бы привлечь внимание быдла к тому, что фильм скоро выходит.
    Для тех, кто не читал:
    1. Мужик живет в другой реальности.
    2. У мужика напрочь отсутствует понятие о кино.
    3. Мужик любит безвкусицу.
    4. Приветствует кинослесарное дело и некого Жору.
    5. Статья написана в Word, может быть даже на пиратской версии, но бабло отрабатывает по мере перемен.
    О! Спасиб...А то мне впадлу про это дно читать! Станиславу только удачи и успехов! Киномания превращается в дерьмище
    Спасибо за краткое изложение сути! А то я дочитала только до

    они разлетаются, как игрушечные во все стороны, и создается ощущение чего-то реально масштабного

    - и дальше уже не смогла... :-/
    Да ну, извините меня, нахер! Даже читать не хочу. Еще с Сариком или Крыжовниковым интервью давайте, и сайт можно закрывать.
    Еще парочку таких "в центре внимания", и киноманию можно будет удалять из закладок
    Не разделяю общего пессимизма. В любом случае когда вводится что-то новое приходится отшлифовывать, делать ошибки. Новый стиль рецензий, интервью и прочее, я уверен, через какое-то время придут в норму. А так, читая комментарии, создается ощущение, что прямо жизнь закончилась)
    Дело в том, что эта рубрика совсем не нова, зайдите в неё и почувствуете разницу.

    где вернутся многие персонажи сериала — и », где вернутся многие персонажи сериала — и

    Спасибо, поправили.
    Режиссёр похож на чиновника, ждать только подвох можно. Особенно после слов о мощном развлекательном слое. Не верю.
    Дьяченко - не самый худший представитель современного отечественного кинопрома. Первые три сезона его Кухни были весьма неплохи. Сделанный по мотивам сериала фильм тоже понравился. Совместные с "Квартетом И" работы также оказались небезынтересны. В общем, не считаю этого режиссера бездарем и в том, что он стал героем этой возрожденной рубрики, ничего вопиющего не вижу. Что касается содержания интервью - ну да, попсовое. Но в данном случае это было ожидаемо. Интервью в основном посвящено премьере Супербобровых. Дьяченко, как и положено, всячески пиарит свою новую работу. А поскольку кино это развлекательное, легкое, то и разговор о нем получился соответствующим - таким же незамысловатым... Вообще хочется верить, что к выбору интервьюируемых здесь будут подходить ответственно. Пусть это будут действительно талантливые кинематографисты, уважаемые в своих профессиональных кругах. Таких людей у нас, конечно, не так много как хотелось бы, но они есть. Из продюсерского цеха - это Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Анатолий Максимов. Из режиссеров - Валерий Тодоровский, Александр Велединский, Виктор Шамиров, Вадим Перельман. Среди молодых постановщиков тоже есть интересные авторы - Роман Каримов, Иван Твердовский, Николай Хомерики, Илья Найшуллер. Вот если бы с киношниками такого уровня здесь появлялись интервью, тогда возвращение этой рубрики было бы оправданно.
    Плюсую. От себя добавлю, что нередко любопытные интервью попадаются на иностранных кино-сайтах. Почему бы их не переводить? В частности, я с большим удовольствием прочитал интервью с Чарли Коксом, посвящённое его возвращению на театральные подмостки + выходу второго сезона "Сорвиголовы"
    Поддержу! В ожидании выхода "Хардкора" Ильи Найшуллера было бы интересно почитать, как снимали его. После просмотра, конечно же.
    Интервью с Найшуллером будет. По крайней мере, мы очень постараемся. Ко всем перечисленным людям мы также относимся с большим уважением, и сделаем все, чтобы они появились на сайте, как только представится подходящий инфоповод

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.