Насколько я знаю, идее фильма уже много лет? Расскажите, как все начиналось.
Продюсеры компании Yellow, Black and White Эдуард Илоян, Алексей Троцюк, Денис Жалинский и Виталий Шляппо сообща придумали снять такое кино довольно давно. Сценарная группа во главе со Шляппо еще до «Кухни» разрабатывала тему, но в итоге решили отложить. И сравнительно недавно материал предложили сценаристам Михаилу Местецкому и Алексею Казакову, которые фактически переписали все от начала и до конца — вплоть до набора суперспособностей.
Но общий замысел — кинокомикс о семейных ценностях — не претерпел особых изменений?
Ну как сказать. Мне кажется, у нас получилось снять фильм о чем-то большем. Конечно, «СуперБобровы» — это кино о семье. Но и говорить, что слоган «Вместе мы сила» исчерпывающе описывает все содержание, было бы неправильно. Знаете, когда готовишь сложное блюдо, важно сохранить богатство оттенков вкуса. В фильме ровно так же должна быть палитра смыслов.
Для меня лично важен «ментальный» подтекст: наши герои — в общем, немного ленивые люди, которые сидят на печи в своем ветхом домике, страшно его ненавидят, но ничего с этим делать не хотят. И если б однажды не упал метеорит, так бы и жили в своих развалинах.
Вообще, многие вещи в фильме можно прочитать в таком символическом ключе. Вот Бобровы никак не могут расстаться с дедом (Владимир Толоконников). Человек он, прямо скажем, не из приятных - ярый сталинист, характер невероятно склочный, всех уже достал и всем надоел, а вот не получается отпустить, как бы он сам того не требовал. На уровне сюжета это, наверное, самая трагичная и трогательная линия в фильме. Но на уровне идей здесь зашифрована наша странная и не совсем здоровая особенность – мы не умеем отпускать давно отжившее.
И не так уж важно, почувствует ли зритель, что за каждым героем или сюжетным поворотом что-то стоит. Получится — прекрасно. Нет — тоже ничего страшного. Развлекательный слой — сам по себе очень мощный.
Сложно было снимать «супергеройское» кино с нашими бюджетами?
По российским меркам у нас бюджет был довольно приличный — где-то 110 млн рублей. Конечно, если сравнивать с Голливудом, это микроскопические деньги — меньше $2 млн. Но я бы не стал делать из этого трагедию. Кто сказал, что обязательно нужны гигантские бюджеты, чтобы делать хорошее кино? Нам надо смириться с тем, что у нас никогда не будет таких возможностей, как в Голливуде. Мы должны учиться побеждать «малой кровью» — талантом, идеями и знанием родной специфики.
В «СуперБобровых» мы старались расходовать средства как можно аккуратнее, чтобы в кадре был виден каждый потраченный рубль. Вообще, небольшой бюджет — это хорошая школа. Приходится выкручиваться, искать нестандартные ходы, применять необычные ракурсы съемки. Например, в финальной погоне мы расфигачили где-то 10 машин – они разлетаются, как игрушечные во все стороны, и создается ощущение чего-то реально масштабного.
Как я понимаю, больше всего хлопот с технической точки зрения вызвала летающая героиня Ирины Пеговой? В Америке это бы все нарисовали на «зеленом экране», а у нас приходится работать вживую.
Совершенно верно. Большинство сцен мы снимали с помощью тросов. В следующий раз, когда будете смотреть китайский фильм с акробатическими поединками— примите к сведению, насколько это тяжкий труд. Каждый съемочный день сначала мы где-то два часа цепляли тросы, потом репетировали все трюки с каскадером и лишь тогда «подвешивали» Иру.
Между дублями, конечно, мы ее спускали на землю, чтобы она могла походить и прийти в себя. Могу точно сказать, что другой артист с этим бы не справился. Нам с Ирой повезло — она на редкость спортивный и подтянутый человек.
Вот с «невидимой» Оксаной Акиньшиной основные сложности были уже на стадии постпродакшна — когда мы долго, кадр да кадром, на компьютере «вырезали» одежду, руки, ноги.
А как сняли сцену с невидимой Акиньшиной, где она обнаженная средь бела дня на улице?
Такие секреты я раскрывать не буду. Пусть зритель поломает голову (смеется).
Ясно. Едем дальше. «СуперБобровых» поневоле будут сравнивать с «Отбросами» и «Хроникой». Вы к этому готовы?
Пусть сравнивают. Конечно, мы все заранее отсмотрели и приняли к сведению. Даже что-то позаимствовали. Например, из «Хроники» (а это чистый мокьюментари) взяли манеру такого «фантастического реализма» - это когда «нереалистичные» моменты снимаются предельно «реалистично» на ручную камеру.
В общем, сравнений не боимся. После просмотра «Бобровых» любому станет ясно, что фантастика и спецэффекты там не главное. Гораздо важнее — характеры, юмор, узнаваемая среда и отечественный колорит.
Самый важный вопрос, который возникает к фильму – почему русские супергерои, в отличие от западных коллег, не спасают мир, а идут грабить банк?
Потому что это реальность, а не сказка. Представьте на минуту: вот у вас вдруг появились сверхспособности. Чтобы вы сделали? Да то же самое. Человеческая природа так устроена, что вначале мы пойдем решать свои личные проблемы, набьем деньгами карманы, а потом раскаемся, пристыдимся и пойдем все возвращать обратно. И уже через раскаяние к нам придет понимание того, что в жизни действительно важно.
На премьере вы сказали, что хотели привнести в свой фильм что-то от французской комедии. Можете пояснить?
Да, действительно, когда я снимал «СуперБобровых», то держал в голове комедии с Пьером Ришаром, Жераром Депардье и Луи де Фюнесом. Дело в том, что я вырос на этих фильмах. Мое детство прошло в Воронеже. Прямо напротив моей школы был кинотеатр «Заря», и я специально прогуливал первые уроки, чтобы смотреть там кино.
Почему-то «Заря» постоянно показывала именно старое кино. Индийское, прежде всего – «Зита и Гита», «Танцор диско», вот это все – и французские комедии. На них я мог ходить хоть 10 раз. Их отличало удивительное, неповторимое настроение. Тогда, в 1970-1980-е годы, французские режиссеры (Франсис Вебер в первую очередь) смогли найти какое-то правильное соотношение, в общем, нехитрых ингредиентов: гэги в духе Чарли Чаплина, теплота отношений между персонажами, капля грусти под лиричную музыку и ненавязчивая, но ощутимая социальная проблематика.
Все это есть и в «Папашах», и «Невезучих», и «Игрушке», и ни в одном случае до жесткой сатиры не доходит . Мне хотелось сделать что-то подобное с «Бобровыми» - веселое, легкое, но не беззубое. Кстати, в конце концов, мама узнала про прогулы и устроила мне за комедии чудовищный нагоняй (смеется).
А вы чувствуете специфику современной русской комедии? Какая она, если попытаться описать в нескольких словах?
Она такая, какая есть (смеется). Вот, возьмем, Жору Крыжовникова – он снимает сознательно «народное» кино, местами грубоватое, нарочито утрированное, что не делает его фильмы менее прекрасными. У меня комедия, кажется, более философская, с налетом «интеллектуальности» что ли, и хорошо, что мы не похожи. Кто еще? Марюс Вайсберг (трилогия про 8 свиданий и «Любовь в Большом городе 1, 2, 3») – он снимает в легко узнаваемой, гротесковой манере, с оглядкой на Голливуд.
Есть и другие режиссеры, но в целом все работают в рамках этих трех направлений. Я себя ни в коей мере на вершину не ставлю, но мне лично, конечно, ближе то, что мы делаем с «Квартетом И».
Да, Леонид Барац и Ростислав Хаит предлагали мне, но я не смог подстроиться по срокам. Я думаю, мы еще что-нибудь снимем вместе – у нас хорошие отношения, и если будет крутой сценарий, я не буду отказываться. Главное, в этот раз заранее утрясти график (смеется).
Сериал «Кухня», где вы - один из создателей, завершается на шестом сезоне. Не жаль прощаться с проектом?
Конечно, жаль. Мы так долго все придумывали, сочиняли, снимали, что иначе и быть не может. Но с другой стороны, дальше двигать сюжет просто некуда – за это время мы обыграли все возможные сюжетные комбинации. Уже все, кто могли, полюбили и разлюбили друг друга, обманули, предали, простили...
Как же американские сериалы, которые длятся по 10 сезонов?
С «Кухней» это невозможно. Она и стала настолько популярной потому, что очень насыщена событиями. В одну 20-минутную серию мы запихивали по три сюжетные линии. Другие сериалы, как правило, развиваются гораздо медленнее. Даже в американских ситкомах могут быть 3-4-минутные сцены разговоров. В «Кухне» все было очень быстро, динамично, поэтому мы так быстро израсходовали весь возможный запас ситуаций — а их, конечно, ограниченное количество.
Марсель, вот ни разу не смешно, уж простите.
хотел как-то снять негатив от вышенаписанного
рубрику возродили, с одной стороны. с другой показали какой она точно не должна быть.
1. Мужик живет в другой реальности.
2. У мужика напрочь отсутствует понятие о кино.
3. Мужик любит безвкусицу.
4. Приветствует кинослесарное дело и некого Жору.
5. Статья написана в Word, может быть даже на пиратской версии, но бабло отрабатывает по мере перемен.