«ГЛАДИАТРИКС» (2001)
История двух пленённых нимф, друидки и танцовщицы, ставших, по воле наместника Цезаря в глухой провинции Тимарха, гладиаторшами. Днём они выходят на арену, развлекая скучающего изверга-сатрапа, ночью же превращаются в жриц любви.
Первый официальный контакт Тимура Бекмамбетова с заокеанским кинематографом и американскими продюсерами. К тому моменту он снял один полный метр, радикальную военную драму «Пешаварский вальс», телесериал «Наши 90-е» и ставшую классикой отечественной рекламы серию «Всемирная история от банка Империал» (несмотря на «низкий» жанр, тоже имеющую непосредственное отношение к кино). «Гладиатрикс» был инициативой легендарного продюсера Роджера Кормана и, кажется, не случайно повторял многие сюжетные ходы только-только прогремевшего «Гладиатора» Ридли Скотта. Съёмки проходили в России. Американская сторона предоставила финансирование и двух главных звёзд проекта — моделей Playboy Карен МакДугал и Лизу Дёрган. Фильм является римейком другого кормановского проекта — лихого «эксплуатейшна» «Арена» с Пэм Грир. Под этим же названием «Гладиатрикс» попал на американский рынок — конечно, в сегмент direct-to-video. К слову, годом позже Корман издал в Америке «Пешаварский вальс». Фильм перемонтировали, переозвучили на английском, и назвали «Побегом из Афганистана». Формально, Бекмамбетова можно зачислить в обширный и очень представительный (от Копполы и Скорсезе до Ховарда и Кэмерона) список режиссёров, получивших крещение в лаборатории Роджера Кормана.
«ОСОБО ОПАСЕН» (2008)
Жизнь скучного клерка (Джеймс МакЭвой), одинаково вялая на профессиональном и личном фронте, переворачивается, когда однажды ночью он встречает таинственную незнакомку (Анджелина Джоли). В подтверждение судьбоносности их встречи по парню и его новой знакомой начинают стрелять. На утро молодой человек узнает, что принадлежит к тайному ордену наёмных убийц с прекрасным названием «Братство ткачей».
Впечатленный качеством и сборами «Ночного дозора», продюсер Марк И. Платт (позже в его фильмографии появятся «Драйв», «Скотт Пилигрим против всех» и «Чем дальше в лес...») несколько лет убеждал руководство студии Universal в том, что экранизацию комикса Марка Миллара («Пипец», «Kingsman: Секретная служба») «Особо опасен» можно и нужно доверить именно Бекмамбетову. Начальство сомневалось, что режиссёр, никогда не работавший в голливудской системе, справится с вверенными ему звёздами (на секундочку, Анджелина Джоли, Морган Фриман и уже заявивший о себе Джеймс МакЭвой) и нешуточным 75-миллионным бюджетом. Сторону Бекмамбетова принял автор комикса Марк Миллар, очарованный его «восточноевропейским безумием». Безумие безумием (известно, что у Миллара язык без костей), но голливудские боссы не прогадали: визионерский талант Бекмамбетова, помноженный на рачительное отношение к выделенным на кино деньгам, дал результат. Картина заработала почти 350 миллионов долларов и до сих пор попадает в новостные ленты благодаря постоянным слухам о возможном сиквеле.
«ДЕВЯТЬ» (2009)
Мрачная постапокалиптическая сказка про мир, завоёванный роботами с искусственным интеллектом, и девять кукол гениального учёного, в которые тот вложил человеческие души. Созданная последней, Девятый, встречает своих собратьев, организует бунт против машин и познаёт себя.
«Девять» вырос из одноимённой короткометражки Шейна Экера, выдвигавшейся в 2005 году на премию «Оскар». Производством анимационного полного метра занялись компании Тима Бёртона и Тимура Бекмамбетова. Последний выбором подельника в очередной раз доказал свои творческие приоритеты. Бёртон подтянул в проект сценариста «Дома-монстра» и «Трупа невесты» Памелу Петтлер, которая, справедливости ради, сработала менее добросовестно, чем в двух упомянутых мультфильмах. «Девять» угодил в ловушку, типичную для многих режиссёров-визуалистов (а из Экера, которого продюсируют Бёртон и Бекмамбетов, получился визуалист в кубе), распавшись на незаурядную дизайнерскую концепцию и заурядную драматургию. Это первый голливудский продюсерский проект Бекмамбетова, и первая коммерческая неудача, подтверждающая поговорку про первый блин. С другой стороны, как для кома «Девять» чертовски хорош.
«АПОЛЛОН 18» (2011)
Официально отменённая лунная миссия «Аполлон 18» таки улетела, но под непроницаемым покровом секретности. NASA молчит, астронавты что-то бубнят о засекреченном задании и холодной войне. На Луне всё идёт наперекосяк: обнаруженный зонд русских (которых здесь быть не должно) раскурочен, пуст и в крови, тёмный кратер неподалёку от зоны высадки манит и пугает, установленный флаг валяется рядом, хотя должен стоять, не шелохнувшись. Хьюстон, у них проблемы.
А вот и предтече успешного «Убрать из друзей». Продюсер Бекмамбетов и испанский режиссёр Гонсало Лопеса-Гальего выводят found-footage-хоррор в космос, пополняя базу данных основных страхов псевдодокументальных ужастиков недружелюбной лунной субстанцией. Верстовыми столбами мелькают основные повороты сюжета: высадка, там камешек шелохнулся, Хьюстон, мы то, Хьюстон, мы это, сон под холодным объективом камер наблюдения, камешек уже в модуле. Но страх в «Аполлоне 18» чересчур просчитанный, лишённый обязательной иррациональности. До финала картина доберётся достаточно бодро, где обернётся экотриллером под лозунгом (он один на все экотриллеры) «Не лезьте!». 25-миллионные сборы с лихвой перекрыли 5-миллионный бюджет.
«ФАНТОМ» (2011)
Два молодых IT-бизнесмена (Эмиль Хирш и Макс Мингелла) приезжают в Москву, но вместо того, чтобы извлечь коммерческую выгоду и вкусить прелести местной ночной жизни, оказываются в одном из эпицентров вторжения инопланетных захватчиков, жадных до вырабатываемого землянами электричества.
Как и в «Аполлоне 18», Бекмамбетов снова работает с режиссёром-«тёмной лошадкой» — Крисом Гораком, на счету которого на тот момент в активе лишь одна постановка: малобюджетная постапокалиптическая фантастика «У твоей двери», получившая лестные отзывы на кинофестивале Сандэнс. Но Горак вовсе не новичок: до того, как обратиться к режиссуре, он был художником-постановщиком таких картин, как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Человек, которого не было» и «Бойцовский клуб». Блестящее портфолио, впрочем, никак не сказалось на качестве «Фантома». Бекмамбетов и привезённый в Россию режиссёр-варяг старательно насыщают картину современным российским колоритом, упакованным в 3D. Но «Фантом» всё равно идёт ко дну из-за катастрофически плоского сценария Джона Спэйтса («Прометей»). С финансовой перспективы всё выглядит не так удручающе: $30 млн потратили, $65 млн заработали. Продюсер Бекмамбетор снова вышел сухим из воды.
«ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН: ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ» (2012)
Плод буйной фантазии специалиста по невозможным мэшапам Сета Грэм-Смита («Гордость и предубеждение и зомби» — его рук дело). Остросюжетная басня о противостоянии президента США и вампиров. Кровососы убили мать Авраама, а он подрос, обучился навыкам истребления вампиров и двинул в политику, где продолжил борьбу на новом уровне.
Сработавшиеся на «Девяти» Бекмамбетов и Бёртон в 2010 году на двоих приобретают права на роман Грэм-Смита. Тим отдаёт бразды правления другу Тимуру, который во второй раз оказывается у руля большого голливудского проекта с серьёзной сметой. Критика, редко готовая на такие компромиссы, как ярлык guilty pleasure, принимает картину в штыки. Бекмамбетову не дают никаких поблажек, обвиняя в том, что режиссёру «Особо опасного» не удалось усидеть на двух стульях: «Президент Линкольн» даже издалека не напоминает исторический эпик, а «Охотник на вампиров» не желает пугать своего зрителя.
«УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ» (2015)
Покончившая с собой год назад Лора Барнс вклинивается в чат своей лучшей подруги и четырёх её друзей. Очень скоро за угрозами о возмездии за свою смерть последуют реальные действия. Количество участников чата начнёт сокращаться самым насильственным образом.
Главный голливудский успех Бекмамбетова-продюсера. Как минимум, по процентному соотношению вложенного и заработанного. Онлайн-триллер в реальном времени, выкручивающий на максимум утверждение, что Интернет — это небезопасно. Замысел сделать кино, действие которого сосредоточено исключительно на экране монитора, родился в голове Бекмамбетова и силами молодого кинодраматурга Нельсона Гривза обрёл форму компетентного слэшера, поднимающегося на уровень притчи эпохи 3.0 о взаимодействии интернет-технологий с внешним миром. Будучи локомотивом проекта, Бекмамбетов мудро подключил к его производству и продвижению короля «копеечных» хорроров Джейсона Блюма и его кинокомпанию Blumhouse, ответственную за серии «Паранормальное явление», «Астрал» и «Судная ночь». Из «Убрать из друзей» тоже наверняка сделают киносериал. Коммерческий успех фильма, окупившегося то ли 40, то ли 400 раз, не оставляет продюсерам иного пути.
В производстве
«ХАРДКОР» (2015)
Режиссёрский дебют Ильи Найшуллера, два года назад взорвавшего интернет клипом собственной группы Biting Elbows на песню Bad Motherfucker — пятиминутным нон-стоп-боевиком, снятым от первого лица. Бекмамбетов предложил Найшуллеру применить своё ноу-хау в полном метре — англоязычном футуристическом экшне «Хардкор», действие которого разворачивается в Москве будущего. В актёрском ансамбле — постоянный актёр Нила Бломкампа Шарлто Копли, Хейли Беннетт («Великий уравнитель») и Данила Козловский. Фильм должен был выйти в начале этого года, но премьеру отодвинули на более поздний срок.
«БЕН-ГУР» (2016)
26 февраля 2016 года в американский прокат выходит «Бен Гур» — третий режиссёрский проект Тимура Бекмамбетова в Голливуде. На словах, фильм станет третьей и самой, как говорят боссы MGM и Paramount, близкой к первоисточнику экранизацией «самого влиятельного христианского романа XIX века» Лью Уоллеса об иудейском юноше, чья судьба причудливо переплелась с судьбой Римской империи времен зарождения христианства. На деле же, «Бен Гур» первым делом попадёт под огонь сравнения с главным голливудским пеплумом всех времён, «оскаровским» и кассовым чемпионом — фильмом Уильяма Уайлера.