В столице стартовал 37-й Московский международный кинофестиваль, в ближайшие дни тут, как обычно, будет некое подобие фестивального дневника. Вчера показали новый фильм Оливера Хиршбигеля «13 минут», повествующий о допросах Георга Эльзера, антифашиста-одиночки, совершившего в 1939 году покушение на Адольфа Гитлера (бомба взорвалась через 13 минут после того, как фюрер покинул помещение).
Режиссёр Хиршбигель, как принято говорить в таких случаях, человек интересной судьбы. В середине нулевых небезосновательно (благодаря «Эксперименту» и «Бункеру») числился в рядах больших европейских талантов, потом зачем-то уехал в Голливуд, где потерпел фиаско, скатившись в итоге к «Диане: Истории любви». «13 минут» в этом смысле — очевидная попытка вернуться на прежние позиции. Попытка, не лишённая лоска и очарования.
Георга ловят на 5 минуте фильма, всё остальное — сцены допросов, густо размешенные флэшбеками, дающими некоторое представление об Эльзере-человеке. Дознаватели отказывались верить в то, что такую дерзкую задумку мог реализовать одиночка, постепенно проникаясь уважением к обвиняемому. Они, конечно, категорически не разделяли его взглядов, но не отдать должное его мужеству, было нельзя.
Хиршбигель бросает в плавильный котёл повествования антифашистский пафос, исторический контекст, мелодраматическую линию про отношения главного героя с возлюбленной. В целом, получается вполне убедительно. Любая биографическая история такого рода всегда таит в себе опасность безоглядного возвеличивания и воспевания выбранных объектами рассказа личностей. Хиршбигель вполне сдержан. Его Эльзер — отнюдь не идеал. Однако, в какой-то момент решивший, что дальше так жить нельзя. Кроме всего прочего, это, конечно, и размышление о силе одиночек, которые способны (или не способны) изменить ход истории. История, правда, не имеет сослагательного наклонения, и рассуждать на тему, что было бы, задержись Гитлер чуть дольше в пивной «Бюргербройкеллер», не имеет никакого практического смысла. Эльзер ничего изменить не смог, но, по крайней мере, попытался.
Для Хиршбигеля данная работа — однозначный шаг вперёд, демонстрация творческих сил, наличие которых последние годы вызывало большие сомнения. Может, может, если не мешать.
Подскажите, а вы уже начали смотреть 2-й сезон "Настоящего детектива"? Будет ли заметка о первых впечатлениях от первой серии?