Примеров успешной прокатной судьбы великое множество. Один мы наблюдаем сейчас, когда кинотеатры всего мира с успехом штурмует экранизация бестселлера «Пятьдесят оттенков серого». Вот десять самых кассовых картин со «взрослым» рейтингом R.
«МАТРИЦА: ПЕРЕЗАГРУЗКА» (2003)
Общие сборы в мировом прокате — $742,13 млн.Вторая часть кибер-триптиха тогда ещё братьев Вачовски о христологической фигуре программиста-хакера Нео в лунном исполнении Киану Ривза. «Перезагрузка» стала самой кассовой частью франшизы, с большим отрывом превзойдя оригинал ($463,52 млн) и триквел ($427,34 млн), но именно здесь впервые стали рассеиваться чары феноменальных гиков Вачовски, решивших налечь на спецэффекты и экшн вместо того, чтобы внятно ответить на накопившиеся у зрителей вопросы. Инерции той трилогии Энди и Лане хватило до наших дней: в прокате сейчас идет космическая опера «Восхождение Юпитер», нелепая и неотразимая конструкция стоимостью $176 млн, которую иначе как «гикбастером» не назовёшь. На счету «Перезагрузки» ещё одно феноменальное достижение — лучший старт в американском прокате среди картин с рейтингом R: за первый уикенд фильм заработал $91,77 млн. В январе этого года на рекорд покусился «Снайпер» Клинта Иствуда, но остановился на расстоянии двух с половиной миллионов долларов — $89,27 млн.
«СТРАСТИ ХРИСТОВЫ» (2004)
Общие сборы в мировом прокате — $611,90 млн.Последние часы земной жизни Иисуса Христа — предательство, арест, суд, Понтий Пилат, «путь скорби», распятие, воскресение — в изложении одного из самых успешных актёров-режиссёров Голливуда Мела Гибсона. Гибсон отгородился от духовенства и ревностных блюстителей буквы Святого Писания железобетонным аргументом: мол, был не автором фильма, а лишь проводником Святого Духа. Тем не менее, за «Страсти Христовы» режиссёру прилетело, кажется, отовсюду — кроме верхушки Ватикана (известна цитата Иоанна Павла II: «Так всё и было») и зрителей, горячо отреагировавших на религиозные откровения Мела. Гибсона таки предали анафеме — пусть и голливудской, — но позже и за другое, а «Страсти Христовы» остаются самым кассовым фильмом с рейтингом R в американском прокате — $370,78 млн. С учётом инфляции пальма первенства навечно закреплена за «Изгоняющим дьявола» ($232,91 млн в 1973 году и $917,97 млн в переводе в сегодняшнюю валюту).
«МАЛЬЧИШНИК 2: ИЗ ВЕГАСА В БАНГКОК» (2011)
Общие сборы в мировом прокате — $586,76 млн.Сиквел «угарной» комедии Тодда Филлипса, двумя годами ранее заработавшей совершенно сумасшедшие для своего возрастного ценза почти полмиллиарда долларов. Трио главных героев переезжает из Вегаса в более непредсказуемый и опасный Бангкок. Как и в случае с «Матрицей», самый успешный в творческом плане первый фильм стал трамплином для кассовой истории сиквела, прыгнувшего выше оригинала. При этом оценки критиков ухудшаются в обратной пропорции к росту прибылей. Серия доковыляла до совсем уж непотребного третьего фильма и благополучно сыграла в ящик. На надгробной плите следовало бы выбить суммарные кассовые сборы франшизы, прощающие ей абсолютно всё, — $1, 416 млрд.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (2012)
Общие сборы в мировом прокате — $549,37 млн.История смутьяна, похабника, прощелыги, волокиты, любителя выпивки и лёгких наркотиков Теда — плюшевого мишки, отказавшего себе в духовном развитии и отчаянно тянущего за собой своего хозяина. По сути, автор «Гриффинов» Сет МакФарлейн переформатировал давний, кажется, английский скетч, в котором фигуранты минут десять говорят о чём-то определённом и самом собой разумеющимся, но вместо названия предмета подставляют какое-то другое слово. Если бы МакФарлейн изъял из сюжета мишку, а напрямую заговорил о стойкой любви протагониста к лёгким наркотикам, то у итоговых полумиллиардных сборов точно бы пропал один нолик. Никакой бы Уолберг не помог. А так получилось кино про то, как бонг мешает амбициям, и американский комедийный мейнстрим легко этот трюк стерпел.
«ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ» (1991)
Общие сборы в мировом прокате — $519,84 млн.И снова сиквел — третий в первой пятёрке. На этот раз снятый не по горячим следам, а спустя семь лет после оригинала 1984 года — с принципиально другим бюджетом, прогрессивными спецэффектами и новой расстановкой сил в том, что скоро можно будет назвать модным словом «киновселенная». «Судный день» Джеймса Кэмерона, к которому после фильма ненадолго приклеился немного обидный ярлык «гуру сиквелов» (на его режиссёрском счету «Пираньи 2» и «Чужие»), стал одним из главных аргументов в безнадёжном споре о том, может ли продолжение быть лучше оригинала.
«ТРОЯ» (2004)
Общие сборы в мировом прокате — $497,41 млн.Вольный пересказ «Илиады» Гомера в формате крупнокалиберного голливудского батального эпика с обоймой актуальных звёзд (Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум) и цементирующих драматический бэкграунд «старейшин» — Питера О’Тула, Джули Кристи, Брендана Глисона, Брайана Кокса. Непомерный бюджет в $175 млн (ещё $50 млн ушло на маркетинг) удалось окупить только широким охватом мировой аудитории. В Америке фильм не то чтобы провалился, но собрал лишь $133,38 млн. В нашем десятке это худший результат у американской публики, красноречиво доказывающий, что успех супердорогих блокбастеров сегодня невозможен без ставки на международный прокат.
«СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА» (1998)
Общие сборы в мировом прокате — $481,84 млн.Самое кассовое кино про Вторую мировую — конечно, от Стивена Спилберга. В соответствующем списке на Boxofficemojo фильм стоит выше откровенно аттракционного «Перл Харбора» Майкла Бэя и включённого сюда совсем уж не по гамбургскому счёту «Первого мстителя». Маэстро попытались пожурить за вольное обращение с фактами и чуть ли не за переписывание истории (удел самых непримиримых и категоричных противников фильма). Спилберг в драку не полез — за него ответила его картина, филигранно снятая и сыгранная.
«МАЛЬЧИШНИК В ВЕГАСЕ» (2009)
Общие сборы в мировом прокате — $467,48 млн.Основанная, как говорят, на реальных событиях (друг продюсера фильма Криса Бендера «потерялся» во время своей холостяцкой вечеринки, проходившей в Лас-Вегасе, а когда пришёл в себя, не сразу и в другом месте, обнаружил неподъёмный счёт из стриптиз-клуб), самая кассовая комедия с рейтингом R в истории американском прокате ($277,32 млн). Фильм побил державшегося в лидерах четверть века «Полицейского из Беверли-Хиллз» ($234,76 млн) и выступил лучше своего же сиквела и «Третьего лишнего». Во что это всё превратилось с увеличением порядкового номера в названии — написано выше. В год выхода «Мальчишник в Вегасе» воспринимался свежо и бодро, с учётом того, что новых горизонтов в своём жанре картина не открывала. Кстати, «Золотой глобус» за лучшую комедию года.
«МАТРИЦА» (1999)
Общие сборы в мировом прокате — $463,52 млн.Культовый сай-фай, замешанный на профилактической микстуре из разных религий и философских течений. Глубину высказывания Вачовски, позже сорвавшиеся на откровенный блеф, заменили широтой охвата и новационными визуальными технологиями, которые тут же растащили на цитаты, а потом и на пародии. После «Матрицы» казалось, что мир кинофантастики никогда не будет прежним, но жанр, побултыхавшись в киберзоне, кое-как пережил вторжение Вачовски. Сами же режиссёры выжали по максимуму из своего триумфа и, что называется, все «вышли», не сделав больше ничего сопоставимого по масштабу и классу. Хотя однажды ещё раз попытались глубокомысленно надуть щёки.
«КРАСОТКА» (1990)
Общие сборы в мировом прокате — $463,41 млн.Популярная мелодрама — или романтическая комедия (смотря какое у вас настроение) — Гари Маршалла, взорвавшая — вместе с «Один дома», «Танцами с волками» и схожим по жанру «Призраком» — кинопрокат 1990 года. Фильм сделал звездой первой величины Джулию Робертс и легитимизировал седину Ричарда Гира.
опа, кто-то не видел Матрицу... Зря, ноги в руки и за диском или торрент вам в помощь.