В воскресенье закончился показ сериала «Настоящий детектив», и теперь можно с полным на то основанием попытаться на эту тему чуть-чуть поразмышлять. И первый вопрос, который тут возникает, связан с дефиницией, применимой к «Детективу». Называть это сериалом можно только по инерции, точнее будет — восьмичасовой художественный фильм, показанный по телевидению. Канал HBO снимает лучшие сериалы в мире, но «Детектив» — совсем другая история. Этакий шаг в сторону, нарушающий ряд старых конвенций и одновременно создающий новые.
Однажды в провинции
Как и любое хорошее название оригинальное True Detective многофункционально, с акцентом на первое слово-определение. Тут речь не только (и не столько) о героях, сколько о жанре, его законах и их постепенной деконструкции. Перед идейным вдохновителем проекта Ником Пиццолатто хочется снять шляпу. Детективную фабулу можно было бы уложить в 2-3 серии, сделав ставку на дедуктивные способности Раста Коула и Мартина Харта. Но Пиццолатто писал, а Фукунага снимал, совсем о другом. Прежде всего, это столкновение двух мировоззренческих установок, тихой (хотя и тут не всё так просто) семейной гавани и осмысленного отшельничества. Объединившись, они противостоят Тьме, которую олицетворяет не только искомый маньяк и религиозный культ с человеческими жертвоприношениями, но окружающая действительность как таковая. Тьма повсюду, снаружи и внутри. И если Харт совершает постепенное схождение в эту пучину, то Коул давным-давно ведёт с ней диалог. Не в попытках её в себе изжить, а скорее принять и понять.
В «Детективе» множество важных деталей, аллюзий и смысловых подмигиваний. Считать все сразу (многое, скажем, становится более-менее очевидно только в самом финале) — невозможно, но это великолепный повод для того, чтобы спустя какое-то время вернуться к сериалу вновь и внимательно его пересмотреть с уже имеющимся багажом знаний и впечатлений. Он того точно заслуживает. Благо, что и восьмичасовой хронометраж вполне подъёмный вариант.
Режиссёр Фукунага проделал в «Детективе» работу титанической сложности, отвечая за всё и вся, появляющееся в кадре. После такого опыта, думается, любой кинопроект покажется лёгкой прогулкой. Актёрский дуэт МакКонахи — Харрельсон дал ровно то, на что все и рассчитывали. Хвалить Мэттью уже даже как-то неприлично, но своего друга Вуди он переиграл в одну калитку, и может расчищать место для новых статуэток, когда придёт время телевизионных премий по итогам 2014 года. Вообще, разбирая сериал на «составные части», понимаешь, насколько здорово и ловко все они прилажены друг к другу. Высококлассная вещь, словом. Можно на эту тему ещё с десяток примеров и метафор привести, суть останется неизменной.
Кстати, судя по самым последним вестям с полей, продюсеры всё-таки решили отказаться от принципа «один сезон — один режиссёр». Слишком затратно и изнурительно для всех участников процесса. То есть, скорее всего история Раста Коула и Мартина Харта останется уникальной. Уникальной и в этом смысле тоже. Во всех остальных она таковой является уже сейчас. Сразу после финального эпизода.
P.S. Вчера HBO выпустил специальный клип, посвящённый окончанию сериала. Прекрасная возможность ещё раз погрузиться в удивительную атмосферу американского болотистого захолустья и кинематографического нуара.
другие БЛОГИ
КОММЕНТАРИИ 32
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Про МакКонахи тоже после каждой серии думал, что в конце года соберёт все возможные награды за эту роль.