Не первое (по факту — третье) появление литературного монстра
Мэри Шелли на экране и отправная точка в кинотрактовке чудовища. Карлофф и режиссёр трилогии, великий
Джеймс Уэйл (см. фильм «
Боги и монстры»), сделали образ одним из самых цитируемых в поп-пространстве, но крепко переврали его натуру, прописанную во «Франкенштейне, или Современном Прометее». У Карлоффа получилась продвинутая версия канонического кинозомби с фирменным прямоугольным черепом, чуть более смышленая, но почти такая же неповоротливая и жестокая, тогда как придуманный Шелли монстр не только бегло разговаривал, но также читал и подводил под своё существование горькую философскую базу.
С 1957 по 1959 студия Hammer Films силами режиссёра
Теренса Фишера перегружает в цвете трёх главных монстров тогдашнего кино — Дракулу,
Мумию и чудовище Виктора Франкенштейна. Всех троих изображал Ли. Он, конечно, в первую очередь,
Дракула, но желание увести монстра куда подальше от быстро превратившегося в карикатуру образа из фильмов Уэйла дало необходимый результат: Ли играет трагическую элегантную мумию с грустными глазами. В любом топе лучших фильмов про Франкенштейна «Проклятие» обычно идёт в первой тройке.
В разделе деликатесов этого списка — кайдзу размером с упитанную Годзиллу из японско-американского блокбастера 1965 года. Фамилия Франкенштейн здесь уже закреплена за гигантским монстром (позже эта ошибка стала общим местом) — мутировавшим в великана мальчиком, причины появления которого следует искать в секретных лабораториях нацистской Германии. Парень он, судя по всему, неплохой, раз в спарринг ему поставили бездушную подземную ящерицу Барагона.
Великан-культурист Дэвид Праус в силу не самых выразительных актёрских способностей всегда ценился в кино за свои антропометрические данные. В истории кинематографа его личное дело лежит в директории «
Звёздных войн», где он безмолвно (за голос отвечал
Джеймс Эрл Джонс) изображал великого и ужасного Дарта Вейдера. Но есть в его биографии и близкие контакты с Франкенштейном: Праус дважды играл монстра, причём с принципиально разным гримом. В «Ужасе Франкенштейна», авторимейке студии Hammer «Проклятия Франкенштейна», он работает по канону Бориса Карлоффа, зато в «Монстре из ада» выдаёт нечто свежее и нетривиальное — самого настоящего Йети.
В чёрно-белой комедии
Мэла Брукса, одной из лучших его работ и безусловной классике жанра, роль монстра играет Питер Бойл, американский характерный актёр, которого все знают в лицо, но мало кто по имени. Брукс от души, но с тёплым сердцем пародирует древние штампы классических хорроров, а у Бойла получается, наверно, самый душевный монстр.
Вольное продолжение «Невесты Франкенштейна» Уэйла от режиссёра «
Квадрофении»
Фрэнка Роддама. Франкенштейн в исполнении двинувшего в кино
Стинга создаёт идеальную женщину Еву (
Дженнифер Билс), в которую по очереди влюбляются сам учёный, слащавый соперник-ловелас (оба — безответно) и Монстр, у которого с ней телепатическая связь. Чудовище здесь зовут Виктор, он работает в цирке, а в финале едет с возлюбленной в Венецию.
Официально не садившийся в режиссёрское кресло два десятилетия
Роджер Корман возвращается, чтобы по-своему — с новой невестой Франкенштейна, путешествиями во времени, компьютерами, супероружием и апокалиптическим будущим — взглянуть на бессмертную классику. Так непосредственно смешать в 1990 году родную для героев готику и дешёвый футуризм мог только человек, имеющий неисчерпаемый кредит доверия перед вечностью.
После успеха
копполовского «
Дракулы» Голливуд решил протащить на большой экран монстра Мэри Шелли в том же формате роскошной романтическо-торжественной костюмной драмы. Коппола ограничился продюсированием, а режиссёром поставили «шекспироведа»
Кеннета Брану. Англичанин тогда получил первые уроки обращения с большими голливудскими бюджетами (в XXI веке эти навыки пригодились), а с ними — серию ударов в корпус от критиков. Единственным, к кому тогда ни у кого не возникло вопросов, был Роберт Де Ниро в самом трагичном из всех образе чудовища.
В 2004 году блокбастермейкер
Стивен Соммерс снимает «Ван Хелсинга», в котором находит место не только героям Брэма Стокера, но и, к примеру, мистеру Джекиллу и доктору Хайду, а также Виктору Франкенштейну, Игорю и его монстру. Всегда оглядывающийся на голливудскую классику Соммерс, конечно, всем откровенно подмигивал, замешивая в один сюжет ключевых фигур жанра. Делал он это на Universal, студии, которая промышляла такими кроссоверами в середине прошлого века.
Хью Джекман и играющий исключительно положительного Монстра Шулер Хенсли — коллеги по мюзиклу «Оклахома!». Подача у Хенсли соответствующая.
С февраля по май 2011 года в Королевском национальном театре в Лондоне шёл ревизионистский спектакль Ника Дира в постановке Дэнни Бойла, где Виктора Франкенштейна и его монстра поочерёдно изображали, меняясь ролями, два сегодняшних Шерлока — Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер. За свои роли актёры получили основные британские театральные премии, а сам спектакль попал в программу National Theatre Live, благодаря чему оказался даже в кинотеатрах.
http://www.theatrehd.ru/ru/schedule
Сходите в к/театр, не пожалеете! Атмосфера настоящего английского театра. Когда актеры выходили для поклона, народ в к/театре им, стоя, аплодировал и кричал "Браво!"
Камбербатчу, наконец-то, кроме Шерлока, дали себя проявить по полной актерской программе (и в роли Доктора, и в роли Создания).