Посмотрел «Оттепель» Валерия Тодоровского. К слову, не совсем понятно, как «Оттепель» идентифицировать. Сериал? Мини-сериал? Многосерийный фильм? Понятно, что всё это не более чем ярлыки, но в данном конкретном случае эта деталь имеет прямое отношение к качеству итогового продукта, которое по сравнению со среднестатистическим отечественным «телемылом» видится выдающимся. Если бы «Оттепель» была снята на английском (а с рядом важных оговорок можно констатировать, что она там уже снята, и называется «Mad Men») и демонстрировалась на условном канале HBO, о работе над вторым сезоном было бы объявлено уже во время демонстрации 2 или 3 серии сезона первого. В реалиях нашего телепроизводства этот вопрос остаётся открытым. Правда, работа Тодоровского настолько самодостаточна, что запросто может обойтись без каких-либо продолжений. Пару сюжетных крючков авторы оставили, но история имеет ярко выраженные завязку, кульминацию и финал.
Я думала это весна, а это...
![Я думала это весна, а это...](http://fs.kinomania.ru/file/news/2/9e/29ebaed404bb72a1efe96d16451ccec2.jpeg)
Стилистически «Оттепель» вышла из тех же «Стиляг» и, конечно, «Старых песен о главном». Но в отличие от них, в «Оттепели» ностальгические нотки (да и насколько они могут быть ностальгическими для самого режиссёра, родившегося через год после описываемых событий?) играют далеко не первые скрипки. Прежде всего это фильм об аромате свободы, разлившимся в воздухе после доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС, и атмосфере, царящей на площадках Мосфильма пятьдесят с лишним лет назад. Главное достоинство картины в том, что Тодоровский выбирает очень верную интонацию, занимая такую позицию, с которой видно всё. Как плохое, так и хорошее. Кажется впервые на отечественном телевидении показали не одномерных героев того времени, способных на что-то одно — петь веселые песни про счастливое строительство коммунизма или, напротив, ежеминутно сокрушаться на тему сталинских репрессий, а вполне живых людей. Выясняется, что секс в СССР всё-таки был. Более того, в одиннадцатой серии выясняется и кое-что ещё, что с учётом нынешней политической конъюнктуры и вовсе выглядит маленьким подвигом. Конечно, о чём-то можно и нужно спорить. Принципиально то, что в «Оттепели» чувствуется дыхание жизни. Другой, в чём-то более наивной, в чём-то более жёсткой и даже жестокой, но жизни.
Режиссёр не идеализирует не только своих героев, но и само время. Оно было не хорошим и не плохим (любая оценка тут напрямую зависит от нашего восприятия того, что было до и того, что было после, а значит автоматически предвзято и эмоционально окрашено), оно просто было. Каких-то 7-8 лет. А потом стало другим. Тодоровский взял конкретный год, конкретную социальную прослойку и сделал мгновенный полароидный снимок. Который уже сейчас хочется вставить в рамку и повесить на стену. А как именовать случившееся — фильмом или сериалом — не имеет ровным счётом никакого значения.
другие БЛОГИ
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
![](http://fs.kinomania.ru/app/img/content/no-avatar-m.jpg)
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Посмотрел на одном дыхании за выходные.
п.с. Кстати, а пародию на "Оттепель" в "Вечернем Урганте" видели? Смешно получилось.
http://www.youtube.com/watch?v=jV72gmKi0Gs