Посмотрел «Возмутителя спокойствия» Алекса ван Вармердама, показанного в рамках программы «8 ½ фильмов». С ним в мае Вармердам участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Фильм повествует о голландской семье high-middle класса (жена — художник-абстракционист, муж — менеджер в телекорпорации, трое детей-школьников, двухэтажный дом, садовник, няня, несколько автомобилей), в спокойную жизнь которой неожиданно врывается странный мужчина Боргман (в оригинале фильм так и называется). Благодаря нехитрым манипуляциям, он втирается в доверие к своим новым знакомым, а чуть позже подтягивает на участок и своих друзей, ещё более странных, чем он сам.
Всё смешалось в доме...
«Возмутитель спокойствия» наглядно демонстрирует превосходную форму голландца. Всё, что очаровывало в «Платье», «Северянах», «Новых сказках братьев Гримм» есть и здесь: чёрный юмор, лаконичность, любовь к деталям и, как ни странно, трогательная сентиментальность, прячущаяся здесь за разного рода «неожиданностями». В своей уникальной манере ван Вармердам проговаривает грустные, но во многом справедливые вещи — западная Европа теряет собственную идентификацию не из-за влияний извне, а «благодаря» самой себе. Винить некого, механизм уничтожения запущен собственными руками. Фасад ещё держится и выглядит вполне неплохо, но то лишь дело времени. Камиль Боргман — естественно, метафора-символ этого разрушения — придёт и покажет, как всё обстоит на самом деле.
С режиссёром, конечно, можно поспорить. Но лишь о высказанных (или предложенных для обсуждения) им идеях. Художественная же форма самого высказывания не вызывает никаких вопросов и сомнений — редкой выделки вещь.
другие БЛОГИ
КОММЕНТАРИИ 5
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Парадоксальная вещь,, но жестокая недооценённость режиссёра, вызванная рефлексией запада, делает его маргиналом, и тем более привлекает к нему внимание)
P.S. Бытует мнение что если Европа и будет «загибаться», то начнётся это с Нидерландов.