НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    ММКФ: субъективный путеводитель

    , 8
    Как и всякий солидный киносмотр, ММКФ — это не только основной конкурс, но и целый ряд ретроспектив, тематических программ и спецпоказов. Мы отобрали для вас 10 самых интересных, на наш взгляд, событий стартующего завтра 35-го Московского международного кинофестиваля.

    Ретроспектива «Почти весь Бертолуччи»

    Итальянский классик не отмечает в этом году юбилея, но для подобных ретроспектив не стоит искать дополнительных поводов, их стоит проводить при наличии первой же возможности. Московский международный кинофестиваль решил не отказывать себе в таком удовольствии, собрав в программе 12 полнометражных фильмов мэтра. 

    Название программы недвусмысленно заявляет о её недоукомплектованности (скажем, по каким-то причинам там не нашлось место «Конформисту»). Главное, что подобный недобор не коснулся главных фильмов маэстро. А представить большее удовольствие для любого уважающего себя киномана, чем просмотр с киноплёнки «Последнего танго в Париже», «Двадцатого века» или «Костлявой кумы», достаточно сложно.

    «Садовник» Мохсена Махмальбафа (специальный показ)

    Выдающийся режиссёр современности, любезно согласившийся возглавить жюри ММКФ в этом году, вряд ли нуждается в представлениях и «визитных карточках»: его фильмы хорошо знают все те, кто более-менее серьёзно интересуется кинематографом. Махмальбаф — один из немногих режиссёров, чьё творчество смогло повлиять на общественные процессы (представьте себе, иногда кино всё же способно изменить мир): документальная картина «Афганский алфавит» сыграла решающую роль в отмене запрета на обучение афганских детей-беженцев в иранских школах (закон действовал восемь лет). 

    В Москву иранец привёз свой последний на сегодняшний день фильм «Садовник» — попытку исследовать феномен бахаизма, одной из самых молодых религий. Чтобы разобраться в учении бахаи, Махмальбаф вместе с сыном (и, по совместительству, оператором) Мейсаном отправился в Хайфу. Исследование превратилось в теософскую дискуссию между отцом и сыном: первый усмотрел в новом веровании духовную связь с пацифистскими идеями Ганди, второй же пришёл к выводу, что абсолютно любая религия по своей природе разрушительна. Махмальбаф, как и прежде, не боится «опасных» тем и не избегает острых углов.

    «Сопротивление». Ретроспектива Коста-Гавраса

     В свои 80 Коста-Гаврас, пожалуй, ещё способен дать фору молодым «бунтарям» (в том числе и собственному сыну Ромену), пытающимся ставить картины с ярким политическим подтекстом. Это вовсе не означает, что в наше время снимать такое кино разучились (достойных примеров найдётся достаточно) — просто «французский грек» умел и умеет это делать как никто другой. Понятно это стало уже с первого фильма, сделавшего режиссёра знаменитым, — политического триллера о греческой военной хунте «Дзета» (1969). 

    Политическая составляющая в картинах Коста-Гавраса соразмерна жанровому компоненту (в диапазоне от мелодрамы до триллера), но тонкий математический расчёт вовсе не свидетельствует об авторской отстранённости: фильмы режиссёра представляются искренними, а порой и выстраданными высказываниями (творческая честность на раз оборачивалась для постановщика обострением отношений с разными политическими силами).

    В Москве, среди прочих картин режиссёра, покажут и самую свежую его ленту «Капитал», в которой Коста-Гаврас пытается обозначить пресловутый финансовый кризис как часть политического процесса, ведущего мир к катастрофе.

    Вуди Аллен глазами Роберта Б. Уайде (программа «Свободная мысль»)

    Традиционная внеконкурсная докупрограмма ММКФ в этом году украшена редкой жемчужиной: Вуди Аллен на склоне лет таки разрешил снять про себя документальное кино. (Впрочем, в 1997-м вышла документалка «Блюз дикаря», но она рассказывала об Аллене с «джазовым уклоном».) Режиссёр-портретист Роберт Б. Уайде взял у Вуди серию интервью в разных интерьерах, внимательно выслушал тех, кто работал с мэтром (от Дайан Китон до Скарлетт Йоханссон), и выстроил впечатляющий видеоряд, в котором кадры из фильмов самого знаменитого «городского невротика» в мире перемежаются хроникой нью-йоркской жизни — с 1940-х до наших дней. 

    Прочие ленты программы «Свободная мысль» тоже дорогого стоят: все они либо отмечены наградами различных фестивалей и киноакадемий, либо номинированы на призы. В числе последних, кстати, оскаровский номинант этого года от Израиля «Привратники» — обстоятельный «допрос» шестерых бывших руководителей израильской службы контрразведки и внутренней безопасности Шин-бет.

    «Наш любимый месяц август» Мигела Гомеша (программа «Португальская эйфория»)

    Одна из самых любопытных и многообещающих внеконкурсных программ ММКФ сформирована Андреем Плаховым. С португальским кино в настоящее время происходят и впрямь занятные вещи. С одной стороны, оно выпадает из современной фестивальной конъюнктуры (правда, не без исключений: картины 104-летнего патриарха Мануэла де Оливейры охотно возьмут в любой конкурс). С другой же — это едва ли не самый оригинальный и самобытный авторский кинематограф на сегодняшний день. По-видимому, это не взаимоисключающие, а, скорее, дополняющие друг друга моменты. 

    В программе представлено как игровое, так и документальное кино. Помимо уже упомянутого де Оливейры (в Москве покажут его ленту 2010 года «Странный случай Анжелики»), будет продемонстрирована картина «Наш любимый месяц август» Мигела Гомеша («Табу»). Гомеш, начинавший с кинокритики, в конце 90-х перешёл на другую сторону баррикад, первый полный метр («Лицо, которое ты заслуживаешь») снял в 2004-м и теперь по праву считается самым интересным португальским автором. «Наш любимый месяц август» — фильм-матрёшка, сочетающий в себе элементы документального и игрового кино. Условно говоря, снаружи это элегическая документальная зарисовка — путешествие в провинцию (собственно, европейской провинцией можно считать всю Португалию целиком) под аккомпанемент колоритных местных ВИА. Под этнографической оболочкой скрывается трогательная история первой любви (вполне игровая). А в самой сердцевине — классическое «кино о кино», в котором Гомеш играет, в общем-то, самого себя — режиссёра, пытающегося в условиях недостатка финансирования снять фильм с непрофессиональными актёрами.

    «Окончательный монтаж» Дьёрдя Пальфи (программа «8 ½ фильмов»)

    Признание в любви кинематографу как таковому в исполнении одного из наиболее интересных венгерских режиссёров Дьёрдя Пальфи. С помощью тысячи отрывков из разных фильмов (процесс монтажа занял полных три года) Пальфи снимает, а точнее создаёт свою собственную картину о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. 

    Данный киноэксперимент никогда не выйдет в прокат (для этого создателям «Монтажа» пришлось бы приобретать авторские права на все использованные кадры, что невозможно по определению; фильм позиционируется как учебный), что автоматически превращает любой показ — один из первых состоялся в прошлом году в Каннах — в событие уникального, эксклюзивного свойства.

    «Роль» Константина Лопушанского (основной конкурс)

    Так уж вышло, что Константин Лопушанский — самый «знакомый» и титулованный режиссёр из всех, кто соревнуется в основном конкурсе (в отсутствии прочих мэтров остаётся надеяться на неожиданные открытия — не хочется говорить о безрыбье раньше времени), и его новую работу «Роль», соответственно, будут разглядывать под микроскопом. Правда, в последний раз Лопушанский получал призы серьёзных фестивалей в далёком 1995 году («Русскую симфонию» наградило экуменическое жюри Берлинале), но это не умаляет значимости его предыдущих картин («Письма мёртвого человека», «Посетитель музея», «Гадкие лебеди»). Да и снимает Константин Сергеевич не часто — раз в 5-7 лет. 

    Самый плодовитый экранизатор произведений братьев Стругацких в «Роли» обошёлся оригинальным материалом. Фон — Гражданская война и два последовавших за ней десятилетия. Герой — провинциальный актёр (Максим Суханов), выдавший себя за другого человека и сыгравший, таким образом, свою главную роль в реальной жизни. Лопушанский, похоже, решил бросить вызов другому небезызвестному Константину Сергеевичу, не отказываясь при этом от привычного для себя притчевого нарратива. Лучше даже не гадать, какая участь ждёт фильм в целом, но присуждение актёрского приза Суханову — вполне вероятная перспектива.

    «Только Бог простит» Николаса Виндинга Рёфна (программа «Дикие ночи»)

    От второй совместной работы режиссёрско-актёрского тандема Рёфн/Гослинг ждали многого, но в Канне картина получила неоднозначный приём. Рёфна обвинили в эстетизации насилия (проще говоря, в кровожадности), но датчанин воспринял упрёк как комплимент. Истории о вендетте в «опасном Бангкоке» не удалось повторить фестивальный успех «Драйва», но менее колоритным «Только Бог простит» от этого не стал и занял достойное место в самой нескучной внеконкурсной программе ММКФ «Дикие ночи». 

    Кроме картины Рёфна, «дикая» программа, упакованная сексом и насилием, порадует новыми маргинальными лентами из Италии, Польши и Финляндии.

    Памяти Алексея Балабанова

     Алексея Балабанова, чья жизнь трагически оборвалась 18 мая, к сожалению, не слишком хорошо знают за пределами России — может быть, потому, что его картины укоренены в российском пространстве и менталитете максимально глубоко. Ретроспектива, посвящённая памяти мастера, призвана отчасти восполнить этот пробел — ведь фильмы Алексея Октябриновича увидят не только москвичи, но и зарубежные гости и участники фестиваля. 

    В подборку вошли пять лент Балабанова: «Брат», «Жмурки», «Про уродов и людей», «Счастливые дни» и «Я тоже хочу». Кроме того, состоится отдельный спецпоказ балабановской экранизации Кафки «Замок». До полноты картины, конечно, далеко, но получить представление о творчестве «самого российского» российского режиссёра ретроспектива позволяет.

    Ретроспектива «Сталинградская битва»

    Не исключено, что кому-то эта ретроспектива может показаться не слишком обязательной — дескать, стоит ли после недавней бурной полемики по поводу празднования Дня Победы подливать масла в огонь, показывая публике не только советские, но и немецкие картины о Сталинграде? Но, во-первых, 70-летие победы в сражении, изменившем ход Великой Отечественной войны, некоторым образом обязывает, а во-вторых, демонстрация лент «с другой стороны» — уж точно не попытка навязать ревизионистские настроения (хотя кое-кто из тонко чувствующих патриотов наверняка взовьётся в праведном гневе), а всего лишь стремление представить более-менее объективное видение важнейшего события в истории Второй мировой. И вдобавок своего рода «мостик» к грядущей премьере «Сталинграда» Фёдора Бондарчука, которая, как недавно выяснилось, и на Западе ожидается с нетерпением. 

    Помимо классических советских фильмов (в списке фигурируют «Дни и ночи» Александра Столпера (1944), «Сталинградская битва» Владимира Петрова (1949), «Солдаты» Александра Иванова (1956), документальная лента Григория Чухрая «Память» (1970) и, разумеется, колосс Юрия Озерова «Сталинград») будут показаны немецкие ленты «Врач из Сталинграда» Гезы фон Радваньи (1958), «Собаки, хотите жить вечно?» Франка Висбара (1959) и «Сталинград» Йозефа Фильсмайера (1992). Само собой, не обойдётся и без голливудско-европейского блокбастера Жана-Жака Анно «Враг у ворот» (2001).

    КОММЕНТАРИИ 8
    На Пальфи постараюсь сходить. И на что-нибудь из Бертолуччи обязательно.
    Вот вам и пожалуйста, а вы боялись. Рефн пожаловал задолго до оф.проката.
    Ёлки- палки, Гандольфини умер...
    Я бы посмотрела немецкий взгляд на Сталинград. Оба моих любимых фильма о Второй мировой - немецкого производства.
    Это какие же?
    "Бункер" и "Последние дни Софии Шолль".
    "Бункер" смотрел, отличное кино, второй попробую в выходные, если время выдастся. Спасибо.
    Пожалуйста) Это, наверное, самый лучший фильм из всех, что я видела. Просто неописуемой силы вещь.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.